Чай — как образ жизни в Азербайджане и объединяющий элемент на COP29 РЕПОРТАЖ THE INDEPENDENT
Соглашения, возможно, еще не завариваются среди переговорщиков на климатических переговорах ООН, но чай, безусловно, уже заваривается.
Это одно из самых ярких напоминаний о том, что саммит по климату — COP29 — проходит в Азербайджане.
Именно так, как передает Caliber.Az, начинается репортаж британского издания The Independent, который посвящен одновременно и конференции COP29, и традициям азербайджанского чаепития, а также климатическим проблемам, которые ставят эти самые традиции под угрозу.
Представляем вашему вниманию данный материал:
На климатическом саммите COP29 в Баку обсуждают не только вопросы глобального потепления, но и более личные проблемы, такие как сохранение чайных традиций.
Чай, который в Азербайджане является неотъемлемой частью культуры и ежедневной жизни, рискует стать жертвой изменения климата. Ученые предупреждают, что повышение температур, засухи и изменения в осадках могут значительно сократить производство чая в ряде регионов, включая Кавказ.
Этот напиток, символизирующий гостеприимство и единство, становится не только культурной ценностью, но и экономическим фактором для местных производителей.
Участники, которые часами бродят по огромной выставочной площадке, могут остановиться и насладиться чашкой чая, а также попробовать сладости — на полках магазинов возвышаются горы пахлавы с орехами и сахарной пастой, а также шекербуры, печенье с кардамоном в форме полумесяцев.
В павильоне Азербайджана девушки в традиционных нарядах наливают теплый чай для гостей.
Вся эта атмосфера, как и повседневная жизнь в городе за пределами выставки, вращается вокруг чая — напитка, который климатические изменения ставят под угрозу. Исследования показывают, что в некоторых регионах мира производство чая может сократиться более чем наполовину из-за роста температур, засух, сильных осадков и эрозии, которые наносят ущерб растениям и земле, на которой они растут. Ученые изучают способы улучшения сортов чая и готовятся к тому, что в будущем некоторые плантации могут переместиться на север, вместе с другими культурами, которые сильно страдают от изменения климата.
«Чай — это источник средств к существованию для нашего региона, особенно для местных жителей, для производителей чая», — сказала Кезибан Языджи, профессор, изучающая влияние изменения климата на чай, выступая на турецком языке.
«Нам необходимо принять необходимые меры для защиты этого продукта от изменений климата, чтобы сохранить его устойчивость».
Ее команда работает над созданием сортов чая, устойчивых к засухе, в университете в Ризе, Турция, одном из крупнейших чайных регионов Кавказа.
Языджи приехала в Азербайджан весной, чтобы наладить дальнейшее сотрудничество между двумя странами, которые имеют много общего в культуре и выращивании чая, в подготовке к угрозам, связанным с климатическими изменениями.
Будущее этого любимого напитка служит напоминанием о том, что если мир не выполнит цели по снижению глобального потепления, установленные Парижским соглашением, многие регионы могут утратить не только жизни и средства к существованию, но и ценнейшие элементы культурного наследия.
«Культура и будущее должны быть на одном уровне», — сказала Фатима Фаталиева, старший директор по устойчивому развитию компании-организатора COP29, которая отвечала за оформление павильона Азербайджана на мероприятии.
«Моя мама научила меня этому, и я буду учить своих детей, чтобы эта традиция не исчезла».
Фаталиева описала важность включения азербайджанской культуры в оформление павильона. Первое, что привлекает внимание, по ее словам, — это чай.
С раннего возраста она поняла, что чаепитие — это символ гостеприимства и уважения к гостю. Чай играет центральную роль в беседе с друзьями, с родными, за стаканчиком ароматного чая играют в шахматы дедушки, он также главный участник на праздниках и на поминках.
По азербайджанским традициям, чай подают в грушевидных стаканах, называемых армуду, которые сохраняют тепло внизу, а сверху наоборот - охлаждают напиток. По желанию его подают с долькой лимона и кусочком вареного сахара.
«Когда ты счастлив, ты пьешь чай. Когда ты грустишь, ты так же пьешь чай», — сказал Левент Кырназ, профессор, изучающий изменение климата и способы борьбы с инвазивными вредителями, которые могут наносить все больший ущерб чайным плантациям.
Кырназ приехал на COP29, потому что считает важным донести информацию о климатических изменениях — теме, о которой в Турции и Азербайджане говорят не так часто, но которая уже представляет собой целый ряд проблем, затрагивающих множество сфер, от сельского хозяйства до миграции.
«Изменение климата серьезно повлияет на этот регион», — сказал Кырназ, особенно для фермеров, многие из которых — женщины, выращивающие чай всю свою жизнь. «Они не знают, что делать, когда производство чая начнет страдать. Но в какой-то момент это произойдет».
Азербайджан занимает 25-е место среди стран-экспортеров нефти и является одним из мест рождения нефтяной промышленности, одного из ведущих источников углекислого газа, который способствует глобальному потеплению. Страна планирует увеличить производство ископаемого топлива в течение следующего десятилетия, чтобы удовлетворить спрос Европы, и ее нефтяная отрасль стала предметом споров с начала COP29.
Однако президент Ильхам Алиев ранее заявил, что страна находится в процессе перехода к чистой энергетике, при этом отмечая, что мир все еще нуждается в ископаемом топливе для своего развития в ближайшем будущем.
Для обычных людей, а также для производителей, изменение климата и выбор продуктов питания и напитков, взаимосвязаны. Это хорошо понимает Рауф Шихалиев, владелец вегетарианского и веганского ресторана в Баку, который также представлен в фудкорте COP29.
Он посчитал «очень важным» участие в климатических переговорах, так как его проект по созданию вегетарианского ресторана «тесно связан с изменением климата», отметил он, добавив, что за годы работы в ресторанном бизнесе он на собственном опыте увидел, как местные жители часто заказывают чай до того, как приступят к трапезе.
Это символично для ООН: «Чай объединяет людей», — сказал он.