Доцент Кальфаян: Армения не представляет для Европы никакой ценности
«Армения уже много лет пытается получить возможность приезжать в Европу без виз, но до сих пор ей это не удалось. Другими словами, этот медовый месяц между Арменией и Европой не оправдан, поскольку армянам даже не разрешили либерализовать свои визы».
Как передает Caliber.Az, об этом специалист по международному праву, юрист, доцент-исследователь международного права парижского университета Пантеон-Ассас, бывший секретарь Международной федерации прав человека Раффи-Филипп Кальфаян заявил в ходе своего интервью армянским СМИ.
Армения ничего не представляет для Европы с военной, политической и тем более экономической точки зрения. Это рынок с населением 2–2,5 миллиона человек, страна, не имеющая очень важных и больших природных ресурсов. Другими словами, какую выгоду получит Европа от военно-политических отношений с Арменией на льготных условиях? Я говорю о готовности, которую стороны могут инвестировать в сферу приобретения военной техники, особенно в поставку наступательных вооружений. Это всё несерьезно. По сравнению с речами Макрона ЕС настроен очень серьезно. Макрон как лидер западного государства пытается воевать против России, он хочет стать лидером во время войны против России. Он находится в авангарде этого процесса. Он предлагает несколько довольно провокационных идей.
Поэтому у нас есть реальная проблема с президентом Макроном на международной арене. Это человек, пытающийся найти для себя средства и цели на международной арене, как он это сделал много лет назад после взрыва в порту Бейрута. Он поехал туда, представил себя спасителем, человеком, который создаст новое правительство, освободит Ливан от олигархов и различных лидеров. У него это не сработало, и, когда эта последняя конфронтация началась в Палестине, он использовал очень резкие слова, когда сказал, что нет необходимости вторгаться в Газу и причинять лишения палестинскому населению. Но затем он снова отступил. Это человек, нестабильный в своих действиях при любых обстоятельствах. Макрон — человек, который много говорит, любит общаться с людьми. Он умен, интеллигентен, но, к сожалению, не внушает доверия, судя по тому, что он говорит и что делает. У него нет шанса сделать то, что он сказал, и, возвращаясь к вашему вопросу, если ему сегодня скажут, что Армения подверглась нападению, мы должны защитить ее, французское общество не сможет поддержать этот призыв и оказать военную помощь Армении, как это делается сегодня в отношении Украины. Сегодня французское общественное мнение не поддержит призывы помочь Армении, и я не думаю, что французские государственные деятели, например сенаторы, поддержат резолюцию о защите Армении военными действиями.
В течение очень долгого времени я прилагал серьезные усилия для того, чтобы Франция более тесно сотрудничала с Арменией в военных вопросах. Что помешало Франции сделать это? Причиной этому всегда были тесные связи между Арменией и Россией. Западные деятели всегда были психологически обеспокоены этим. Французы были обеспокоены тем, что, если они поставят в Армению некоторые высокие технологии, они могут утечь в Россию. Все понимают, повторяю, что в один день разорвать эти тесные связи с Россией невозможно. Поэтому существует риск такой утечки. На мой взгляд, заявления некоторых армянских чиновников, в частности секретаря Совета безопасности, преследовали именно такую цель: заверить Запад в том, что мы готовы иметь с вами долгосрочные стратегические отношения. Поэтому давайте сядем за стол и вместе разработаем новую военную доктрину.
На мой взгляд, это очень примитивный образ мышления. Мы не можем думать, что мы сделаем заявления, а Запад придет и поможет нам. Не так все решается. Прежде всего, у Франции нет финансовых средств, чтобы двигаться вперед в этом направлении. Во-вторых, у французов нет необходимых для Армении технологий. Позвольте мне привести пример. Франция отстает в области защиты от дронов. У нас очень мало оружия, позволяющего нейтрализовать дроны. Мы зависим от иностранных технологий. Что касается военной авиации, истребителей «Рафаль», то их невозможно использовать в таком маленьком регионе, как Кавказ, потому что, как только вы взлетите, вы уже можете пересечь границы своей страны и оказаться в воздушном пространстве Турции. Истребителю нужен широкий радиус действия. Я имею в виду, это довольно сложный вопрос. Я не думаю, что то оружие, которое есть у Франции, может быть использовано на территории Армении. Франция, возможно, не сможет поставить сегодня необходимое вооружение. Кроме этого, в Армении думали о совместимости? Другими словами, как будет сочетаться между собой то оборудование, которое есть у Армении, и то оборудование, которое она хочет приобрести?
Мы закупаем оружие во Франции, Индии, у нас есть и российское оружие. Возможно, их будут покупать и в других странах. Например, из Ирана. Недавно состоялся визит министра обороны Армении в Иран. Например, у Ирана есть достаточно эффективное оружие, особенно иранские беспилотники. Это всё хорошо, но это оружие должно иметь возможность координации друг с другом, и воинские части, работающие с различным оружием, также должны иметь возможность координации друг с другом. Существует ли такая система сегодня в Армении? Эти вопросы не так-то просто решить, они требуют времени. Это очень серьезный вопрос.
Помимо этого, думаю, что провокационные заявления Армении против России не приносят никакой пользы, они опасны, прошу прощения за свои высказывания, поскольку я гражданин Франции, но отношение президента Макрона к Армении достаточно небрежное. Этим он разжигает пожар в отношениях с Арменией, Азербайджаном и Турцией. Президент Макрон предпринимает безответственные шаги, поскольку Франции нет на земле Армении, и я уверен, что ее не будет. А разжечь пожар между отношениями между Арменией и Азербайджаном, как и между Арменией и Турцией, значит уничтожить Армению. Кроме того, Франция своими заявлениями провоцирует Россию на действия против Армении. Франция пожертвует Арменией. Армения понесет потери во всех сферах», — заявил профессор.