EU Reporter: Южные азербайджанцы подвергаются этнической дискриминации в Иране Перевод Caliber.Az
На сайте EU Reporter опубликована статья Маурицио Джери, посвящённая тяжелому положению южных азербайджанцев в Иране. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Маурицио Джери - бывший аналитик по Ближнему Востоку и Северной Африке в Объединённом командовании НАТО.
«Европейский Союз должен занять более решительную позицию в отношении режима аятолл, нарушающего права человека и вмешивающегося в дела Южного Кавказа.
Отношения между Азербайджаном и Ираном в настоящее время находятся в наихудшем состоянии. За последние месяцы Баку уже во второй раз предостерег своих граждан от поездок в ИРИ. После январского теракта в посольстве Азербайджана в Тегеране работа дипмиссии была приостановлена. В феврале Баку задержал около 40 человек по подозрению в шпионаже в пользу Ирана. В марте депутат азербайджанского парламента подвергся вооружённому нападению, к которому был причастен иранский режим. Некоторые эксперты даже задаются вопросом о риске войны между двумя странами. Почему же Тегеран так заинтересован в дестабилизации Баку?
Азербайджан находится в непростой ситуации, поскольку он является объектом растущего интереса со стороны Запада как энергетический хаб, необходимый для широкой стратегической диверсификации. В конкурентной среде глобальной безопасности, представленной стремлениями России и Китая господствовать на постсоветском пространстве, Азербайджан становится для ЕС важным геополитическим активом, связывающим Европу с Каспийским бассейном и регионом Центральной Азии, а также сдерживающим попытки двух империй расширить свои сферы влияния. Баку все еще сохраняет режим прекращения огня с Ереваном - союзником Москвы и Тегерана, который, как недавно выяснилось, играет ключевую роль в поставках санкционных товаров в Россию, включая военную технику. Более того, предложение Азербайджана об открытии Зангезурского коридора, который напрямую соединит его с Турцией, сталкивается с решительным отпором со стороны Армении при поддержке Ирана. Открытие ИРИ своего консульства в Капане (Гафан – Ред.) свидетельствует о том, что Тегеран хочет усилить поддержку региональных устремлений Еревана, которые де-факто противоречат целям Запада в регионе.
Некоторые эксперты утверждают, что причина растущего конфликта заключается в том, что Азербайджан является союзником Израиля, который представляет угрозу для иранских мулл. Но помимо этого существует другая причина враждебности Тегерана к Баку, которая начала проявляться после восстановления Азербайджаном независимости в 1991 году: треть населения Ирана составляют этнические азербайджанцы, и светская Азербайджанская Республика, идущая по западной траектории, беспокоит режим аятолл, являясь вдохновением для азербайджанской общины в ИРИ.
В прошлом месяце, находясь в Берлине, я помогал южноазербайджанской диаспоре в Германии в проведении митинга в поддержку прав человека, прав на образование и свобод в Иране, где азербайджанцы подвергаются постоянным репрессиям. Стоя среди группы людей - в основном состоящей из этнических азербайджанцев, мобилизованных со всей Европы - я понял, что этот протест напоминает события Хордад - национальное восстание южных азербайджанцев, которое произошло в 2006 году после скандала с расистской карикатурой в Иране. Согласно сообщениям, более 5 000 активистов были задержаны и подвергнуты пыткам. Около 150 из них были либо убиты, либо пропали без вести (были сожжены заживо или брошены в озеро Урмия). Многие получили серьёзные травмы.
Южные азербайджанцы уже давно подвергаются предвзятому отношению и этнической дискриминации со стороны иранских властей, как дореволюционной династии Пехлеви, так и действующего теократического режима. Обычно рассматриваемые как граждане второго сорта, этнические азербайджанцы десятилетиями терпели политику ассимиляции, унизительные стереотипы и принудительное переселение. Сегодня язык, культура и наследие южных азербайджанцев подавляются разными способами. Хотя иранское законодательство прямо предоставляет меньшинствам свободу говорить на своем родном языке, центральное правительство фактически запрещает использование азербайджанского языка в школах и колледжах. Постоянная иранизация топонимов Южного Азербайджана является еще одним источником беспокойства в рамках намеренного присвоения культуры, в то время как азербайджанское культурное и историческое наследие не только игнорируется, но в некоторых случаях может быть физически уничтожено: так было с Тебризской крепостью Арк, которая была разрушена в результате бомбардировки.
Политическое направление движения Южного Азербайджана также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Международные организации подтвердили, что иранские власти зачастую производят аресты азербайджанцев в ходе различных демонстраций и культурных мероприятий. Многие активисты подвергаются пыткам и/или же высылаются из страны за продвижение политических прав южных азербайджанцев.
Положение этой этнической группы ухудшилось после вспышки протестов в сентябре 2022 года. Демонстрации против закона об обязательном ношении хиджаба в конечном итоге переросли в политические, социальные и экономические требования (как например, лозунг «Свобода, справедливость и национальное правительство»). Иранские власти, в свою очередь, мобилизовали все силы безопасности для жестокого подавления демонстраций. Согласно отчёту, представленному группой экспертов, число задержанных в Тебризе - крупном городе Южного Азербайджана - «только за первые две недели протестов составило более 1700 человек». Кроме того, в результате правительственных рейдов в период с сентября по декабрь 2022 года силами безопасности было убито не менее двадцати четырех человек и ранены сотни демонстрантов. По меньшей мере 6 этнических азербайджанцев были приговорены к смертной казни.
Следует отметить несколько конкретных случаев. В сентябре 2022 года подросток из Зенджана Мехди Мусави был убит сотрудниками правоохранительных органов. Семье и родственникам Мехди угрожали и заставили молчать об убийстве. В другом случае жертвой стала 22-летняя Насим Седги, семью которой заставили объявить, что ее смерть была несчастным случаем», - написал Маурицио Джери.
Перевод: Фарах Мамедли