Готовые перенести борьбу на территорию противника страны заслуживают уважения По итогам индо-пакистанской войны
Оружие замолчало, но отголоски неудачи все еще звучат в Нью-Дели. После недель бряцания оружием и балансирования на грани Индия согласилась на прекращение огня, не получив за это практически ничего. Результат знаменует собой стратегическую и символическую неудачу — не только для ее правительства и армии, но и для международных союзников, которые надеялись, что противостояние укрепит региональное доминирование Индии.
Как пишет Geo News, среди наиболее разочарованных оказалась Франция. Ее истребитель Rafale, долгое время считавшийся непобедимым, был сбит. Индийские пилоты не оправдали ожиданий, и репутация самолета пострадала. У Израиля тоже есть поводы для тревоги. Его беспилотники Harop, которые ранее называли вершиной беспилотной войны, неоднократно сбивали, что делает их больше похожими на учебные мишени.
Россия, еще один крупный поставщик вооружений в Индию, тоже не может праздновать. Ее разрекламированная система противоракетной обороны С-400 не оправдала ожиданий, подорвав многолетние рекламные акции и оружейные сделки. А США, которые вложили значительные средства в Индию в качестве противовеса Китаю, теперь должны считаться с отрезвляющей реальностью, что Индия еще не готова играть стратегическую роль, которую представлял себе Вашингтон. Хуже того, американские нарративы о предполагаемом превосходстве западных и израильских военных технологий получили удар, особенно перед лицом китайских истребителей J-10 и высокоточных ракетных систем, развернутых Пакистаном, которые ошеломили аналитиков своей эффективностью.
Пакистан, напротив, вышел из этого кризиса в основном невредимым и воодушевленным. Но этот момент преимущества не должен приводить к самоуспокоенности. Вместо этого он требует стратегической дальновидности. Одной из неотложных областей, в которой Пакистан должен перейти от риторики к решению, является справедливое управление водными ресурсами в соответствии с Договором о водах Инда 1960 года. Хотя этот кризис предоставил момент, чтобы подчеркнуть давние обиды по поводу прав на воду, возможность оказать давление на Индию с целью ее соблюдения упущена — на данный момент.
Помимо прав на воду, Пакистан должен противостоять стратегическим нарративам, окружающим его позицию безопасности. Он должен возобновить свой призыв к комплексному диалогу с Индией, замороженному с 2015 года, не просто как дипломатический жест, но как платформу для того, чтобы бросить вызов продолжающейся кампании по навешиванию ярлыка «спонсор терроризма» на Пакистан.
В то же время Пакистан должен недвусмысленно заявить, что он сохраняет за собой право отвечать на агрессию пропорциональной силой. Если Индия заявляет о праве наносить удары по целям, которые она считает угрозами в Пакистане, то Исламабад имеет равное право защищать себя от тех, кто помогает или укрывает экстремистов на индийской земле. Операция Bunyanun Marsoos дала важнейший сигнал: только страны, готовые перенести борьбу на территорию противника, заслуживают безопасности и уважения.
Отметим, Пакистан сумел нанести чувствительные удары и навязать противнику временное равновесие. Это уже не поражение, как было не раз в XX веке — в 1948, 1965, 1971 и 1999-ом победила Индия. В 2019-м и сейчас Дели не смог достичь ни одной из заявленных целей. Это вынудит аналитиков пересмотреть устоявшиеся представления о региональном балансе сил.
Особое внимание теперь будет приковано к пакистанскому военному опыту, а также к его сотрудничеству с Китаем и Турцией. Китай в данном случае поставляет вооружения и кадров к ним, а Турция занимается обучением офицерского состава и разведывательными мероприятиями.