Индо-пакистанская война и правильность выбора Азербайджана Сатановский и Спаткай на Caliber.Az
Как уже сообщалось, Пакистан жестко отреагировал на агрессивные действия Индии, нарушившие хрупкое равновесие в регионе. 7 мая 2025 года Индия нанесла серию авиаударов по территории Пакистана, утверждая, что целью якобы были объекты террористических группировок. Однако среди разрушенных объектов оказались мечети и учебные заведения, что привело к гибели по меньшей мере 26 мирных жителей, включая женщин и детей. Пакистан расценил эти действия как акт агрессии и нарушение международного права. В ответ на эти удары Исламабад начал крупномасштабную военную операцию «Свинцовая стена», нанеся удары по ключевым военным объектам на территории Индии. Ответ оказался точным и выверенным как с военной, так и с политической точки зрения.
Усвоит ли Нью-Дели полученный урок? Что вообще является глубинной причиной вновь разгоревшегося конфликта? На эти вопросы Caliber.Az ответили зарубежные эксперты.
Российский политолог и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский полагает, что нынешняя война, учитывая то, что Индия и Пакистан между собой воевали уже не раз, в ядерную фазу не перейдёт.
«Поскольку это государства, являющиеся частями когда-то одной страны, как, впрочем, и Бангладеш, до сих пор старались не уничтожать крупные города друг друга. Шли боевые действия исключительно между армиями», — заметил политолог.
В то же время, по его мнению, рассчитывать на то, что перемирие можно будет добиться, если у одной стороны возникнет ощутимый перевес в боевых успехах, не приходится.
«А как принудить к капитуляции страну в полтора миллиарда человек с ядерным оружием? Какими методами? Или Пакистан, у которого 300 миллионов населения и тоже имеются ядерные арсеналы? Кто, какими методами будет их принуждать?» — подчеркнул он.
Сатановский также выразил сомнение, что Индия способна остановить военные действия.
«Ну давайте позвоним Моди и спросим его – остановит ли он войну? И я с интересом, с учетом его биографии, посмотрю, что он вам ответит. Вспомним, что именно он был главным министром штата Гуджарат, когда там прошёл печально известный гуджаратский погром. Из-за этого он в своё время ходил под санкциями. И характер у Моди, в лучшем случае, диктаторский», - отметил политолог.
По мнению Сатановского, несмотря на нынешние успехи армии Пакистана, судить о чьей-либо окончательной победе преждевременно.
«В данном случае мы пока можем говорить о каких-то победах в краткосрочный период. Но все же стратегический перевес, по мнению немалого числа военных экспертов, всегда у Индии. Поэтому Пакистан, зная это, всегда старается добиваться максимальных результатов на коротком отрезке войны. А дальше — будем ждать, что будет», — сказал наш собеседник.
Он также обозначил глубинные причины конфликта.
«А глобальные причины конфликта — это существование на территории бывшей британской Индии мусульманского и немусульманского населения. Подобное происходит по всем колониям Великобритании. Посмотрите, как разваливалась Британская империя. А что, на Кипре что-то другое? А у израильтян с палестинцами или в Африке, в той же Нигерии или в Судане что-то другое? У англичан всегда сшивался кусок территории с исламским населением с куском территории, где религия была иной. А когда англичане уходили, наступал период, как у бочек с шампанским, которые долго бродят, но рано или поздно взрываются. Если вы сравните годы израильско-арабских и индо-пакистанских войн — там удивительным образом присутствует разница всего в один год: эта тенденция прослеживается и в 40-е, 60-е, 70-е годы. То есть процессы имеют схожие причины», — полагает E. Сатановский.
Как считает белорусский военный эксперт, полковник запаса Леонид Спаткай, пакистанцы воевали на китайских истребителях и с китайскими дальнобойными ракетами. Пока информации о том, сколько и какие силы были задействованы, недостаточно, но ясно, что они не в пользу Индии, которая потеряла от 5 до 7 самолетов, а Пакистан — без потерь.
«Следовательно, китайцы создали очень хороший самолет и дальнобойную ракету «воздух-воздух», которую успешно обкатали в боях. По всей видимости, в скором времени Китай полностью перехватит всех российских покупателей вооружения. В первую очередь, в авиации», — заметил Спаткай.
По его словам, Пакистан уже официально заявил, что сбивали цели китайскими истребителями J-10C. Но J-10C, по его мнению, это даже не лучшее, что есть у Китая. Это «рабочая лошадка» войны. Недорогой, без выдающихся ТТХ, без передовой электроники. Но с ракетами PL-15 с дальностью 145 км в экспортном варианте.
«Вот этот простенький самолет, но с хорошей ракетой, разнес в щепки и европейские, и российские самолеты. Да, в кабинах европейских и российских самолётов сидели индийские пилоты, но все равно счёт убедительный. Поэтому можно только поздравить Азербайджан, который сделал правильный выбор и приобрел у Пакистана такой самолет, как JF-17 Block III, поскольку пакистано-китайский многоцелевой истребитель ничуть не уступает по своим характеристикам российским аналогам, а в чем-то и превосходит. Имея РЛС с активной фазированной решеткой, с большой дальностью обнаружения и возможностью одновременного отслеживания 15 воздушных целей и захвата четырех, вооруженный китайскими ракетами «воздух-воздух» PL-15, JF-17 Block III является серьезным противником, например, для российских Су-30СМ, который к тому же имеет значительно большую отражающую площадь, что позволяет JF-17 Block III обнаружить и произвести пуск ракет с радиолокационной ГСН значительно раньше, чем его сможет обнаружить Су-30СМ. Да и для ракет с тепловой ГСН Су-30СМ более уязвим, так как его два двигателя создают гораздо большее инфракрасное (тепловое) поле. При этом заявленная стоимость JF-17 Block III – 32 млн долл., что почти в два раза меньше, чем российский Су-30, которые поставлялись в Китай и Индонезию в 2003 году по цене в 50, в Уганду в 2010 – за 54,2, а в Индонезию в 2011 – за 78 млн долларов», – резюмировал Л. Спаткай.