twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
РЕГИОН
A+
A-

Иран продолжит нагнетать напряженность на Кавказе Перевод Caliber.Az

14 Сентября 2023 18:16

На турецком сайте Politics Today опубликована статья Мустафы Джанера, посвящённая ситуации на Южном Кавказе. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.

От редакции: Мустафа Джанер – турецкий эксперт, научный сотрудник Ближневосточного института Университета Сакарья и исследователь Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA).

«После освобождения Карабаха от армянской оккупации в 2020 году в регионе до сих пор сохраняется нестабильность. Этот вопрос, несомненно, сложен, ведь в него вовлечено множество сторон. Помимо продолжающегося кризиса между Баку и Ереваном, возникла напряженность в отношениях между Москвой и Ереваном с одной стороны, и Баку и Тегераном - с другой, что способствует региональной неустойчивости.

В ответ на эту сложную ситуацию президенты Азербайджана и Турции в конце 2020 года выступили с предложением о создании платформы, которая объединила бы ключевые заинтересованные стороны в регионе с целью урегулирования конфликта и установления прочного мира. Это предложение, известное как «платформа шести стран» (3+3 – Ред.), не встретило положительного отклика со стороны Ирана и Армении. Иран предпринимал принимал провокационные меры: проводил военные учения вдоль границы, выступал с агрессивными заявлениями по официальным каналам. Одновременно Тегеран продолжал угрожать Азербайджану и Турции, заявляя о «красных линиях» и подчеркивая свою позицию недопущения каких-либо изменений существующих границ.

Смена внешнеполитического курса Армении

Когда усилия Армении по поиску поддержки своей внешней политики, направленной на сохранение незаконной оккупации Карабаха, не нашли отклика, особенно со стороны России, она обратила свой взор на США. В этом контексте Ереван рассматривал такие варианты, как выход из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Одновременно американские и армянские военнослужащие начали совместные военные учения, получившие название Eagle Partner, которые по времени совпали с так называемыми «президентскими выборами» в части Карабаха, контролируемой армянскими войсками. Эти нелегитимные выборы, решительно осужденные Турцией и непризнанные США и ЕС, безусловно, подрывают перспективы установления стабильности и мира в регионе.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью одному из итальянских СМИ отметил, что «наша зависимость от России в вопросах безопасности была стратегической ошибкой», а его супруга Анна Акопян посетила Киев, чтобы выразить поддержку Украине. Эти события, несомненно, вызвали раздражение Москвы. Хотя этот дипломатический шаг администрации Пашиняна, по-видимому, вызван ощущением уязвимости РФ, обусловленной такими событиями, как украинский конфликт и мятеж Пригожина, он вряд ли приведет к желаемым для Еревана результатам.

Рассчитывать на существенную поддержку со стороны США в ситуации, когда действия Армении грубо нарушают международное право, бесполезно. Тем не менее, чтобы заручиться поддержкой армянского лобби в преддверии предстоящих президентских выборов в США, некоторые деятели могут предложить жесты поддержки Армении, хотя и с ограниченным успехом.

При этом позиция Москвы не может быть истолкована как открытая поддержка Баку против Еревана, а скорее, как решение воздержаться от прямого военного участия на стороне Армении. В этих рамках значительную роль играют российско-турецкие отношения. Недавние обращения Еревана к США вызвали тревогу в Кремле. На фоне растущей дистанции между Арменией и РФ президент Путин сделал примечательное заявление в отношении Карабахского региона: «Армения сама признала Карабах частью Азербайджана, больше говорить не о чем».

Тегеран является основным источником поддержки Еревана. ИРИ имеет долгую историю позитивных отношений с Арменией и недвусмысленно заявляет о своей поддержке Еревана в Карабахском вопросе. Однако открыто и прямо поддержать Ереван тегеранским муллам мешают различные факторы, в частности, значительное присутствие тюркского населения на территории ИРИ, которое представляет собой серьезную проблему для режима. Тем не менее, есть причины, заставляющие Иран поддерживать Армению.

Прежде всего, это потенциальные геополитические потери, связанные с открытием Зангезурского коридора, что якобы приведет к разрыву сухопутной связи Ирана с Арменией.

Может ли эта напряженность перерасти в открытую войну? Стоим ли мы на пороге крупного регионального конфликта, как утверждают некоторые? Я бы категорически утверждал, что это не так. При внимательном изучении реакции сторон на происходящие события становится очевидным, что перспектива вооруженного конфликта крайне мала.

Учитывая мотивы Ирана по защите своих национальных интересов на Южном Кавказе, всесторонний анализ внутри- и внешнеполитического равновесия, а также его дипломатического таланта не оставляет места для возможности начала такой войны. Следует отметить, что иранские чиновники недвусмысленно опровергли утверждения о наращивании военного потенциала на границе. Более того, представители военных ведомств обеих стран подтвердили свою приверженность укреплению ирано-азербайджанского военного сотрудничества.

Посол Ирана в Азербайджане Сейед Аббас Мусави решил охарактеризовать эти события и обсуждения как «бурю в стакане». По сути, он трактует их как бурную, но в конечном итоге не имеющую последствий суматоху.

Таким образом, перспективы войны практически отсутствуют, а в высших эшелонах власти царит дипломатическое благоразумие, руководствующееся острым чувством государственного устройства. Однако это не означает, что напряженность полностью рассеялась. Как говорится, нет дыма без огня. Напряженность продолжают подогревать несколько очагов.

С аккаунтов в социальных сетях, связанных с Корпусом стражей иранской революции (КСИР), продолжают поступать угрозы в адрес Баку. Кроме того, посол Азербайджана в Иране Али Ализаде сообщил через соцсеть X, что армянские войска проводят военные операции на границе с Нахчываном, охарактеризовав это как провокационный шаг. Эти действия подчеркивают нежелание Армении и Ирана признать реальное положение дел на местах.

Учитывая неспособность Ирана ввязаться в крупномасштабный конфликт, его основным средством является сохранение напряжённости с целью усиления своих позиций на переговорах. Однако даже если эта тактика временно затормозит прогресс, вряд ли она сможет удержать Азербайджан от реализации своих целей в среднесрочной и долгосрочной перспективе», - написал турецкий эксперт.

Перевод: Фарах Мамедли

Caliber.Az
Просмотров: 950

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Cамые читаемые
1

Такой будет новая станция Бакметрополитена Которую не строят уже больше года / ФОТО

9906
21 Декабря 2024 14:25
2

Политическое напряжение в Грузии: планы Зурабишвили и риски для региона Аналитика Цхведиани

2424
21 Декабря 2024 17:03
3

В бакинском университете открыта кафедра русского языка

982
21 Декабря 2024 12:34
4

Еврокрикуны и евроклевета Антиазербайджанская ангажированность ЕП

779
20 Декабря 2024 13:01
5

Очередной сеанс лавирования Пашиняна Все та же заезженная пластинка

695
20 Декабря 2024 11:00
6

Тезисы Алиева и Киев в зоне риска «События» с Мурадом Абиевым

652
21 Декабря 2024 18:30
7

Вашингтон изменит подход к Южному Кавказу: прогноз будущей политики Трампа Цукерман и Нозадзе на Caliber.Az

649
22 Декабря 2024 10:17
8

Закат над «цветущим садом» Аналитика Лиманского

644
20 Декабря 2024 17:08
9

Запад смещает акценты в российско-украинской войне? Размышления Теймура Атаева

627
21 Декабря 2024 14:00
10

Интервью Алиева остается в центре внимания мировых СМИ

595
20 Декабря 2024 21:29
РЕГИОН
Наиболее важные новости Армении, Грузии, Турции, Ирана и России
loading