Кому в Армении жить хорошо? Расклад Caliber.Az
Ответ на вынесенный в заголовок статьи вопрос лежит на поверхности – многочисленным олигархам, сколотившим себе состояния в лихие годы правления Кочаряна и Саргсяна. Да, еще и властям. Причем, как действующим, так и, особенно, бывшим, сказочно разбогатевшим за счет разграбления своей страны. А вот всем остальным в Армении живется, мягко говоря, несладко. Еще хуже приходится немногочисленным представителям религиозных и национальных меньшинств – езидам, ассирийцам и молоканам. Глядя на их положение в Армении, складывается впечатление, что армяне вымещают на них всю свою злость на неустроенную жизнь, за крах мифа о «миацуме», за разгром в 44-дневной войне. Причем, выражается это как в быту, что, впрочем, неудивительно, учитывая многолетние мечты о 100-процентной моноэтнической чистоте Армении, так и на государственном уровне.
В прошлом месяце Caliber.Az уже рассказывал о том, как в Армении езиды испытывают на себе дискриминацию со стороны армянского большинства. У них незаконным путем отбирают дома, бизнес, земли, они испытывают проблемы при трудоустройстве. А служба в рядах армянской армии и вовсе превращается для юношей-езидов в игру со смертью – редко кто из них может с уверенностью заявить, что сможет живым и невредимым вернуться домой. Наиболее характерными тут являются примеры Артура Аджамяна и Юрика Брояна. Напомним, что 2 декабря 2019 года в одном из подразделений армянского оккупационного контингента в Карабахе было обнаружено тело солдата-езида Артура Аджамяна с многочисленными следами насилия. Смерть военнослужащего-езида наступила в результате выстрела в лоб. Как обычно бывает в таких случаях, военно-политическое руководство попыталось списать все на самоубийство. Однако родственники и односельчане Аджамяна вышли на улицы с акциями протеста и потребовали наказать убийц в погонах. Мать убитого солдата – Гоар Фероян – пригрозила, что если преступники не будут выявлены и наказаны, то она выйдет на площадь в Ереване и примет яд. Впрочем, власти пропустили ее угрозы мимо ушей - до сих пор убийцы Аджамяна не понесли никакого наказания.
Другому военнослужащему-езиду – Юрику Брояну – повезло чуть больше. Он не был убит сослуживцами-армянами, однако сполна испил чашу унижений со стороны командования армянской армии. Несмотря на серьезное психическое заболевание, Брояна все же признали годным к военной службе и отправили в Карабах. В первые же 10 дней службы в армянской оккупационной армии Юрик Броян был жестоко избит командиром батальона Арменом Арутюняном по кличке «Бад». Затем Брояна также жестоко избили в военной полиции. Броян прошел длительное психиатрическое лечение, и военная медкомиссия, наконец, приняла решение освободить его от военной службы. В октябре 2019 года было объявлено о завершении предварительного расследования и уголовное дело, возбужденное по факту применения насилия командиром батальона Арменом Арутюняном к Юрику Брояну, было закрыто.
Дискриминация езидов в Армении достигла таких масштабов, что на нее обратили внимание в Госдепе США, который 10 июня прошлого года опубликовал «Международный доклад о религиозных свободах», в котором были затронуты проблемы религиозных меньшинств Армении. В частности, в нем отмечалось, что религиозные меньшинства в Армении продолжают сталкиваться с политикой ненависти и проблемой создания негативного образа их общин.
Также несладко в Армении приходится и ассирийцам – небольшому народу, численность которого в «стране гор» составляет, по разным оценкам, от 3 до 7 тысяч человек. И сразу характерный пример. Несколько лет назад в Армении разгорелся скандал, связанный с компанией «АрменТел». Там остро встал вопрос о сокращении двух штатных единиц. Недолго думая, руководство компании уволило с работы в головном офисе ассирийку, а в филиале Арташата (исконное название – Гямярли – Ред.) ЗАО «АрменТел» - сотрудника-ассирийца. По факту дискриминации по национальному признаку поднялся шум, но доказать что-либо ассирийская община так и не смогла.
Вблизи города Гямярли расположено село Димитров (прежнее название – Койласар). Массово армяне там стали появляться лишь после 1915 года. Местные жители приняли их, поселили рядом с собой. Однако, как нетрудно догадаться, благодарности от них так и не дождались. Уже после распада СССР армяне стали вытеснять ассирийцев из села, скупая по выгодным ценам их земли под фруктовые сады. Сегодня в сельской школе только одна учительница-ассирийка (преподавательница ассирийского языка). На уровне дирекции школы и областной администрации сельчанам настоятельно рекомендуют отдавать детей в армянский, а не ассирийский сектор местной школы.
Примечательно, что в вытеснении из Армении, а если это не получается, то в насильственной ассимиляции ассирийцев активное участие принимает Армянская апостольская церковь. Так, например, она элементарно прихватизировала церковь мат Мариам в селе Димитров, пояснив при этом, что церковь эта армянская апостольская, а не православная (знакомый почерк, не находите?). Прибывший в село священнослужитель ААЦ забрал ключи от церкви и потребовал показать ему документы о ее основании и возведении. И, внимание – он заявил, что поскольку на стене храма есть одна надпись на армянском, значит, церковь армянская (хотя, по утверждению ассирийцев и по хранящимся у них документам, церковь мат Мариам была построена в 1868 году, а армянскую надпись на ней выцарапал один из строителей – армянин). После этого он собрал бумажные изображения святых и кресты, которые были в церкви, и сжег их. Так церковь по мановению волшебной палочки ААЦ из ассирийской превратилась в армянскую.
Но на этом беды ассирийцев в Армении не заканчиваются. Сейчас там активно осуществляется процесс укрупнения общин – большие поглощают маленькие. И населенное преимущественно ассирийцами село Димитров было решено…упразднить. Жители села, справедливо возмущаясь, что тем самым поставлено под угрозу сохранение языка и культуры ассирийцев, отправились в Ереван и вышли на пикет перед зданием Нацсобрания. Они ссылались на то, что в законодательстве Армении зафиксировано, что процесс укрупнения общин не должен затрагивать села, где компактно проживают представители нацменьшинств. По их мнению, после укрупнения села попросту перестанут быть ассирийскими, поскольку будут поглощены более крупными армянскими. Однако выслушивать участников пикета никто не стал.
Сталкиваясь с подобным к себе дискриминационным отношением, отчаявшись найти поддержку и сочувствие у властей и общества, дышащего ненавистью ко всему неармянскому, ассирийцы и езиды предпочитают мигрировать из Армении. Помимо дискриминации важным фактором тут является и тяжелейшая социально-экономическая ситуация в стране. В населенных езидами и ассирийцами селах нет работы, скотоводство на грани исчезновения, и поэтому они активно вовлекаются в трудовые миграционные процессы. В итоге езидские и ассирийские села опустошаются, а численность этих народов в Армении стремительно сокращается. Впрочем, никто из титульной нации слез по этому поводу и не льет, ведь только в этом случае армяне могут добиться исполнения хотя бы одной своей мечты – 100-процентной моноэтничности Армении.