Modern Diplomacy: Азербайджанский газ как одна из альтернатив российским поставкам в Европу Перевод Caliber.Az
На сайте moderndiplomacy.eu на английском языке опубликован материал, в котором говорится, что Азербайджан и некоторые страны Центральной Азии могут благодаря своему ключевому положению в региональной системе энергетической безопасности могут многое выиграть от мировой геостратегической неопределенности.
Caliber.Az предлагает вниманию перевод статьи.
В то время как Запад занят диверсификацией поставок газа из России, Азербайджан и некоторые страны Центральной Азии могут благодаря своему ключевому положению в региональной системе энергетической безопасности могут многое выиграть от этой геостратегической неопределенности.
Газовые гиганты Европы - Норвегия и Нидерланды не в состоянии наращивать объемы экспорта, поскольку они едва обеспечивают потребности собственных граждан. Правительство Нидерландов остается приверженным своему предыдущему решению прекратить добычу на крупнейшем газовом месторождении Европы (Гронинген) в 2022 году и рассматривает его в качестве последнего средства для обогрева домашних хозяйств.
С другой стороны, Италия находится в лучшем положении для реализации диверсификации источников поставок, поскольку она получает значительное количество газа от Алжира и активно участвует в расширении Южного газового коридора (ЮГК). С завершением этапа строительства в 2020 году поддерживаемый ЕС Трансадриатический трубопровод (TAP) обеспечил транспортировку природного газа из Азербайджана в южные районы Европы. С момента первой поставки газа в декабре 2020 года Италия получала 6 миллиардов кубометров голубого топлива в год. Учитывая планируемое расширение пропускной способности ЮГК, а также глобальный энергетический кризис, азербайджанский газ может сыграть тут ключевую роль.
Азербайджан является ведущей страной-экспортером нефти для Италии, и в последнее время две страны вывели сотрудничество на более высокий уровень. В 2020 году две страны подписали многоплановое стратегическое партнерство во время государственного визита президента Азербайджана в Италию, что ознаменовало своеобразное изменение многолетнего центризма Италии в Карабахском конфликте. Поддержка позиции Азербайджана и активное участие в восстановлении освобожденных территорий после войны также углубили экономическое сотрудничество. В ходе визита в Баку в апреле 2022 года министр иностранных дел Италии отметил первую встречу на фоне стратегического диалога между Азербайджаном и Италией, где обе стороны подчеркнули важность увеличения объемов экспорта газа. В то время как некоторые эксперты считают дальнейшее расширение поставок нереалистичным, вокруг Каспийского моря появилась новая реальность. В рамках транскаспийского проекта стоимостью 5 миллиардов долларов, соединяющего газовые месторождения Туркменистана и Азербайджана, американская компания Trans Caspian Resources планирует наконец построить интерконнектор. Это значительный прогресс на пути решения многолетней головоломки транспортировки туркменского газа в обход находящихся под санкциями России и Ирана.
Активное участие Азербайджана в обсуждениях энергетической безопасности принесло свои плоды; Брюссель демонстрирует глубокую заинтересованность в превращении Азербайджана в региональный хаб, который обеспечит поставки больших объемов газа в Европу. Хотя возможности Азербайджана по добыче и транспортировке газа несопоставимы с возможностями России и стран Ближнего Востока, и любое расширение требует огромных инвестиций, ЕС непреклонен в плане подключения к Каспийскому бассейну. Тем не менее, важно понять, почему Азербайджан является предпочтительным выбором для охваченного кризисом европейского рынка.
На заднем фоне скрываются различные политические факторы. Достижение соглашения с Туркменистаном в 2021 году по поводу давно оспариваемого нефтегазового месторождения в Каспийском море и символическое переименование его в «Достлуг» (Дружба) после многих лет конфронтации имело скорее политическое значение, поскольку открывало возможность строительства Транскаспийского трубопровода. Разрешение спора повысило репутационный имидж Азербайджана, который уже был сформирован инвестиционными схемами с высокой степенью защиты, способными заинтересовать стороны. Однако выбор времени также оказался удачным для Азербайджана. После грандиозной победы во Второй Карабахской войне, которая существенно изменила геополитические реалии, Азербайджан стал свидетелем существенного изменения отношения со стороны мира к своему положению в регионе. Страна стала ключевым участником различных геополитических и экономических дискуссий, проложив путь к более широкому сотрудничеству с Западом. Долгожданный проект ЮГК начал функционировать с завершением работ в TAP в декабре 2020 года, и сроки совпали с послевоенным триумфальным настроением и репутационным пиком. С первым потоком газа через TAP в Италию проект ЮГК преуспел в создании еще одного интерконнектора в Восточной Европе, стремящегося подключить Болгарию и Сербию к азербайджанскому экспорту.
Российское вторжение в Украину еще больше усилило стратегическое значение ЮГК для стран Центральной и Юго-Восточной Европы. В рамках стратегии энергетической безопасности ЕС и в качестве долгосрочной жизнеспособной альтернативы российским поставкам проект ЮГК находится в лучшем положении. Газовый гигант Северной Африки Алжир является вторым по величине поставщиком газа для таких стран, как Италия и Греция, но остается большим вопросом, сможет ли он заменить Россию. Политическая нестабильность, отсутствие модернизированной инфраструктуры и неразведанные месторождения в североафриканской стране создают предпосылки для повышенного интереса к азербайджанскому экспорту. В дополнение к стабильной инвестиционной среде Азербайджан восстановил свою региональную роль после победы во Второй Карабахской войне и приветствовал новые соглашения о сотрудничестве с различными центрами силы. В ходе российско-украинской войны Азербайджан предпочел придерживаться сбалансированного подхода. Поддерживая тесный контакт с президентом Украины и оказывая гуманитарную помощь, Азербайджан смог избежать жесткой реакции с обеих сторон.
С учетом новых долгосрочных контрактов с согласованными пакетами поддержки Азербайджан находится в выгодном положении. Укрепление имиджа на международной арене и изменение позиций на геополитической шахматной доске выдвигают эту страну Южного Кавказа на первый план глобальных энергетических дискуссий и ее геостратегического значения.
Перевод Caliber.Az, Исмет Мирбабаев