Пашинян о прежней идеологии патриотизма в Армении: Была навязана советской империей
«Значительная часть политической и культурной элиты Армении обвиняла меня в предательстве, а армянские матери благодарили меня».
Как передает Caliber.Az со ссылкой на армянские СМИ, об этом заявил премьер-министр Никол Пашинян на 7-м съезде партии «Гражданский договор».
«Я спрашивал их: за что вы благодарите? Их ответ был конкретным: за спасение десятков тысяч жизней военнослужащих, за остановку войны и за спасение Армении, как они говорили. Я возражал: а как же тысячи погибших, а как же то, что мы не смогли предотвратить войну до её начала? Они же отвечали мне: до того момента никто бы этого не понял, и жертвы были бы вдвое и втрое больше, и Армению спасти не удалось бы. Я возражал: но ведь будущее Армении тоже остаётся неопределённым. И вот тогда они говорили второе: мир. Идите за миром, идите вслед за миром. Они говорили, что нам нужен мир, только мир, исключительно мир.
Мир — это, конечно, двусторонний процесс. И этим выступлением я рассказываю историю нашего мира, представляю наш путь к миру, нашу часть истории — как правящее большинство Республики Армения пришло к этой точке. Но чтобы довести до конца, мы должны обратиться и к нескольким ключевым моментам предыдущего периода, иначе эта история не будет полной.
И говоря всё это, я не могу забыть, что в 2019 году я заявил: «Арцах — это Армения. И точка». У меня были поводы обращаться к этой фразе и раньше, но я считаю, что нужно её завершить, объяснить. Почему же сегодня, испытывая радость мира, я сделал то заявление в 2019 году? Это должно иметь конкретную причину и объяснение. И оно действительно очень конкретное. Я сделал то заявление по одной простой причине — из-за патриотизма, потому что я был патриотом. Возникает вопрос: а сейчас я не патриот? Конечно, патриот. Но больше или меньше патриот? Ни больше, ни меньше. Столько же.
Так как же решить эту дилемму? В чём причина этого вопиющего противоречия? Причина в модели патриотизма, в формуле патриотизма, о которой я говорил ещё в 2020 году. Сейчас я патриот по модели патриотизма, порученной мне матерями Армении. А в 2019-м я был патриотом по единственной модели патриотизма, существовавшей на тот момент в Армении. Но кто как она сформировалась та модель патриотизма? Та модель была навязана советской империей, а точнее — её руководителями Сталиным, Хрущёвым, Брежневым.
Мы даже не замечали, что до появления идеологии реальной Армении модель патриотизма, существовавшая в Армении, в основном опиралась на книги, песни, стихи, произведения изобразительного искусства и пьесы, созданные в 1940–1980-е годы. Наши старшие, без сомнения, вложили огромный труд и через многочисленные коды пытались донести послания, связанные с истинными устремлениями, чувствами и эмоциями народа. Но всё это, в конце концов, хотим мы того или нет, признаём или нет, было ограничено Главлитом Советского Союза.
Имперская модель патриотизма нам говорила: ты патриот, любишь Родину — так ищи свою Родину вне Армении, даже если она советская республика. Ищи свою Родину где угодно — на севере, юге, востоке, западе, но никогда в Армении, пусть даже советской республике. Потому что если ты найдёшь и увидишь свою Родину в Армении, пусть даже советской, и ограничишься ею, ты сможешь построить государство, сможешь стать суверенным, сможешь быть независимым и развитым. А это уже опасно. Для кого опасно? Для Советского Союза, для советской империи.
Советский Союз нашёл эффективную формулу совмещения приятного с полезным: органический армянский патриотизм направить преимущественно за пределы Армении, пусть даже советской республики, тем самым превращая армянский народ в постоянный инструмент великодержавных амбиций СССР, а с другой стороны, внутри самого Советского Союза поддерживая тысячелетиями испытанную формулу «разделяй и властвуй»», — заявил армянский премьер.