«Россия не хочет быть в ответе за все несчастья армян» Комментируют Митрахович и Гасанов
Россия может пересмотреть свои отношения с Арменией — это заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, сделанное им на пресс-конференции по завершении Антальского дипломатического форума, пожалуй, можно трактовать как предупреждение Москвы, намек на сложившиеся обстоятельства в адрес Еревана. Лавров напомнил, что официальный Ереван не дал согласие на размещение наблюдательной миссии ОДКБ на условной границе с Азербайджаном, мотивировав это тем, что ОДКБ не осудила действия официального Баку: «Однако вслед за этим Армения допустила к границе миссию Евросоюза. ЕС также не осуждал Азербайджан, но ему не отказали».
По словам Лаврова, подобные обстоятельства создают необходимость пересмотреть очень многое в отношениях с Арменией.
Но что именно подразумевал глава внешнеполитического ведомства РФ, говоря о возможности пересмотра отношений с Арменией? С этим вопросом корреспондент Caliber.Az обратился к российским политологам.
По мнению эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, научного сотрудника Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича, заявление главы МИД России в первую очередь стоит воспринимать как ответ на заявление Армении о заморозке своего участия в ОДКБ.
«И если Армения замораживает свое участие, то и Россия какие-то свои обязательства, прописанные в формуляре ОДКБ, будет считать для себя неактуальными. Возможно, это в перспективе приведет к пересмотру статуса российской военной базы и других вопросов. Также эти изменения могут затронуть и торговую сферу, например, с доступом каких-то армянских товаров на территорию России. Да, с одной стороны, Россия сама использует Армению как коридор для параллельного импорта, но в сравнении с огромным и мощным Китаем коридор через Армению имеет заметно меньшее значение», — заметил С. Митрахович.
В то же время, как считает доцент кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, политолог Анар Гасанов, если расшифровывать заявление Лаврова с дипломатического языка, то это может прозвучать как и то, «что в течение одного дня наша дружба может перерасти во вражду».
«Именно это имел в виду Сергей Викторович. Хотя пока от слов к делу Армения по большому счету не перешла. Да, есть взаимные «реверансы» сторон, например, со стороны армян это решение МУС. Из-за него Путин не может приехать в Армению. На подобное чаще всего следуют ответные действия России: например, запрет на минералку «Джермук», на коньяк, на икру. Хотя пока Россия отвечает еще не так категорично. На данный момент я не жду разрыва дипотношений с Арменией, хотя при этом весьма вероятен выход Еревана из ОДКБ. Вместе с тем хочу заметить, что Россия не особо огорчится по этому поводу», — заметил политолог.
По его мнению, выход Армении из ОДКБ может произойти автоматически, если Армения нарушит пункты устава военного блока.
«Например, седьмая статья устава ОДКБ гласит о том, что если член блока подключится к западной военной инфраструктуре, то это дает его участникам право исключить нарушителя из организации. И этот момент Москве даже на руку. Потому что таким образом Армения останется один на один с Азербайджаном и избавит Россию от каких-либо претензий, обвинений по обязательствам ОДКБ со стороны Еревана. Так что выход Армении из ОДКБ Россия на самом деле не рассматривает как большую трагедию, а напротив, как возможность решить ряд проблем. Россия не хочет воевать на два фронта, она не хочет быть в ответе за все несчастья армянского народа, а напротив, регулярно дает понять армянскому обществу, что во всех бедах виновато его правительство», — заключил А. Гасанов.