Солнечное сплетение Востока Япония и Центральная Азия строят мосты будущего
В Токио впервые на уровне глав государств прошёл саммит диалога «Центральная Азия – Япония». Лидеры Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана встретились с премьер-министром Японии Санаэ Такаити, чтобы определить направления развития партнёрства в эпоху глобальных перемен. По итогам встречи можно констатировать, что стороны настроены на энергичную работу и реальный результат. Инициативы сторон и проделанная на саммите работа действительно впечатляют.
Премьер-министр Такаити охарактеризовала Центральную Азию как регион с растущим геополитическим и экономическим потенциалом, богатый энергоресурсами и человеческим капиталом. Япония представила Токийскую инициативу CA+JAD (Central Asia + Japan Advanced Dialogue), рассчитанную на пять лет и включающую проекты на сумму около 3 триллионов иен (17,9 млрд евро). Приоритетами стали экология и «зелёное» развитие, транспортная связанность и развитие человеческого капитала. Токио также объявил о запуске японо-центральноазиатского партнёрства в сфере искусственного интеллекта.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил с инициативой создать инвестиционный фонд для Центральной Азии, который будет финансировать инфраструктурные и промышленные проекты, а также предложил сформировать региональную сеть японских технопарков для передачи технологий. Особое внимание президент Узбекистана уделил цифровому развитию — созданию Центрально-Азиатско-японского цифрового хаба, сотрудничеству в сфере ИИ, кибербезопасности и Интернета вещей. Он также отметил важность участия Японии в транспортных проектах, включая строительство высокоскоростных железных дорог, аэропортов и цифровых коридоров. Помимо прочего, президентом Узбекистана был озвучен призыв к реализации совместных проектов в сфере возобновляемой энергетики, включая создание в Ташкенте регионального учебного центра по возобновляемой энергетике.
По итогам двусторонних переговоров Мирзиёева и Такаити было подписано Совместное заявление о расширенном стратегическом партнерстве для следующих поколений. В рамках визита также принят пакет соглашений в сферах образования, здравоохранения, экологии, водных ресурсов, транспорта, туризма и сельского хозяйства. Мирзиёев сообщил, что в рамках подготовки к текущему саммиту был сформирован портфель проектов кооперации на сумму свыше 12 млрд долларов. Для их продвижения предложено создать совместную инвестиционную платформу.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул интерес Казахстана к японским технологиям в области «зелёной» энергетики, атомной безопасности и управления отходами, а также предложил совместно развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор). Президент Казахстана также отметил важность сотрудничества в сфере водных ресурсов и устойчивого сельского хозяйства, предложив создать международную организацию UN Water International Organization и исследовательскую платформу по устойчивому агроразвитию с участием японских специалистов. Однако самым впечатляющим результатом, причем не только переговоров Алматы и Токио, но и, пожалуй, всего саммита, стало подписание между Казахстаном и Японией более 60 двусторонних соглашений на сумму 3,7 млрд долларов.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и премьер-министр Японии Санаэ Такаити подтвердили стремление к дальнейшему укреплению дружбы и всестороннего партнёрства. Стороны обсудили текущую региональную обстановку и подчеркнули важность тесного взаимодействия на международных площадках. В рамках визита президента Жапарова в Токио между странами было подписано 9 новых документов.
Во время визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Японию стороны подписали ряд соглашений, направленных на развитие промышленного, энергетического и цифрового сотрудничества. Среди них — меморандумы с компаниями Sumitomo, Mitsubishi, Kawasaki, Sony и банком Mizuho, охватывающие транспорт, энергетику, химию и применение искусственного интеллекта.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон и премьер-министр Такаити обсудили углубление взаимодействия в области добычи и переработки критически важных минералов, а также вопросы региональной безопасности и экономической устойчивости. В целом по итогам визита президента Таджикистана в Японию подписано около 20 новых документов.

На саммите была принята Токийская декларация, обозначившая общие приоритеты для всех стран региона — устойчивое развитие, транспорт, «зелёная» энергетика, цифровизация и образование. В общей сложности подписано более 150 документов между государственными и частными структурами Японии и стран Центральной Азии.
Саммит в Токио стал поворотным моментом для региона. Центральная Азия и Япония формируют новую модель партнёрства — не только экономического, но и технологического, культурного и гуманитарного. В этой системе координат каждая страна региона получила свою роль, а диалог «Центральная Азия — Япония» превратился в площадку, где рождаются реальные решения для будущего.
Необходимо отметить, что все вышеуказанные результаты появились не в одночасье, а стали плодом кропотливого многолетнего труда. Япония и Центральная Азия выходят на новый уровень сотрудничества, базируясь на предыдущем опыте взаимного бизнеса, торговли и контактов на всех уровнях.
В эпоху коренного слома прежней парадигмы глобализации, усиливающихся тенденций фрагментации мировой рыночной системы сотрудничество стран Центральной Азии и Японии выстраивает гибкую модель сотрудничества, преодолевающего государственные границы и инвестирующего в человеческий капитал.
Надо отметить, что центральноазиатская пятерка работает в данном формате (5+1) и с другими центрами силы и экономическими гигантами – с Китаем, США, ЕС, что же касается России, то у каждой из центральноазиатских стран сложились с ней давние экономические связи. Можно заключить, что эти государства проводят эффективную внешнеэкономическую политику, основанную на диверсификации международных связей. Регион привлекает инвестиции с разных сторон и тем самым создает равновесную систему интересов, которая заметно снижает риски попадания в излишнюю зависимость от какого-то одного центра влияния. При этом работа государств Центральной Азии в общей упряжке помогает добиваться синергетического эффекта на пользу каждой стране региона в отдельности. Это, пожалуй, главный геополитический бонус данного формата.







