«Все, что я видел на сборах — это просто позор» Откровения армянского военнообязанного
«Поговорить или пропустить? Сказать и поделиться правдой? Или ничего не сделать — это одно и то же, ничего не изменится. Сначала я думал, что расскажу то, что должен рассказать, как только приду домой, но понял, что тема для меня важна, пусть пройдет гнев, и потом спокойно и аргументированно расскажу то, что должен. Это будет немного длинно, но не ленитесь, прочтите, возможно, вам что-нибудь понадобится. Безусловно, следует поговорить, нам нужно рассказать, нам нужно обсудить и покритиковать ошибки, бардак (слово «путаница» не полностью выразит мое мнение)».
Об этом говорится в статье военнообязанного Сурена Манучаряна, в которой он рассказал о плачевной ситуации в ВС Армении. Статья опубликована рядом армянских СМИ.
Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержки из этой статьи.
«25-дневные военные сборы
Ужас незнания и глубокое разочарование участника. Разочарование в бардаке государственного устройства, разочарование в бардаке руководства Минобороны, разочарование в генералитете, который продолжает плевать на жизнь и безопасность своих солдат.
Я служил 9 лет назад, в 2013–2015 годах, скажу, что всё пошло только в худшую сторону, кроме еды.
Потому что питание выставили на тендер, и оно организовано в частном порядке.
Прежде всего начнем с того, что на «месте сбора» сказали, что мы пойдем в место X во время Y. Пройдем подготовку, а потом пойдем на соответствующие боевые позиции. Это произошло не так. Мы пошли в точку Х, нам дали одежду и рюкзак, оставив без еды на целый день. Давали только так называемый сухой паек, который нам приходилось есть «на ногах». Короче говоря, около 8 часов ожидания.
Обмундировавшись, сразу же на машинах нас отвезли на место ХХ, куда нам первоначально было сказано ехать только в день выхода на позиции.
Здесь позвольте мне быть немного более конкретным, как именно всё это организовывалось. Для себя я выделяю несколько основных направлений:
1) Условия проживания;
2) Качество и количество оружия и боеприпасов;
3) Время, потраченное на обучение и подготовку;
4) Качество военных знаний;
5) Безопасность.
Я рассмотрю все моменты по очереди, основываясь на том, что я видел и испытал.
Условия проживания
Для размещения было выбрано старое здание — бетонное, с советским ремонтом. Окна завешены мешками от холода. Отопление было организовано через печи — уже несколько угроз безопасности.
Коридорные помещения не отапливались, в бараках жарко, а в коридорах холодно. Прекрасные предпосылки для того, чтобы заболеть.
Казармы представляли собой бетонное пыльное помещение, обставленное старыми советскими железными классическими двухэтажными «койками». Постельных принадлежностей не было, спали в спальных мешках.
Хозяйственные помещения находились за пределами здания.
Умывальная комната была большая в палатке, с полуразрушенными раковинами и 6–8 работающими кранами. Кроме того, вся территория внутри палатки была залита грязью. Организаторы этого «мероприятия» даже не подумали бросить под ноги несколько деревянных поддонов, чтобы войска не шли по грязи.
Туалет снова был одним из классических деревенских ямных туалетов, но не буду врать, он был крепкий — железный.
Слава богу, столовая была внутри здания. Слава богу, было вкусно и с большим разнообразием. Мне не на что жаловаться. Я не ем столько салата даже дома каждый день.
Вот и всё, что касается проживания.
Качество и количество оружия и боеприпасов
Всё сложно. Трудно даже представить, что верхушка армии, пережившая катастрофу 2020 года, продолжает свою предательскую работу. Ни нового оружия, ни новых боеприпасов. Оружие, произведенное 70 лет назад, в полуфабрикатном состоянии (мягко говоря). Никакого современного оборудования. Даже бинокль и компас не дали. Один негодный АКМ и 4 магазина с патронами. Это представление государства, это политика, проводимая властями, лживый опыт генералитета.
Бронежилет — чудо, со старым разрушенным и частично засыпанным защитным камнем, в основном спереди, сзади как будто нет риска пораниться. Это просто отвратительно.
Этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы составить мнение о состоянии боеприпасов.
Время, потраченное на обучение и подготовку
Не было понимания физической подготовки по утрам, не говоря уже о специальном виде тренировок, который бы еще больше укрепил организм, чтобы противостоять возможным физическим нагрузкам.
Знаете ли вы, что солдат делает больше всего? Ждет!
Ждет и ничего не делает в это время. Ждет в строю, ждет перед столовой, ждет какой-то запланированной тренировки, ждет повсюду.
Качество военных знаний
Как я уже сказал, насыщенность основных войск современными боеприпасами, можно сказать, стремится к нулю. Ими оснащено небольшое количество спецподразделений (и интересно, сколько). По состоянию на февраль 2024 года мы продолжаем строить нашу стратегию на литературе 1950-х годов. За 4 года после последней войны мы так и не продумали, например, навыки защиты от дронов.
Безопасность
Трудно будет говорить о том, чего не существует. Да, для солдата нет никакой безопасности. 9 лет назад и сейчас, после 2020 года. Никаких серьезных изменений нет. Жилеты такие же, которые не закрывают шею, правую и левую стороны. Во всем мире появляются новые типы и качество бронежилетов, которые могут закрывать все тело и быть частью одежды. А нет, зачем тратиться на солдата, если его можно сожрать? Солдат умрет, назовем это «несчастным случаем».
Мы не защищены от дронов, мы не защищены от тяжелой артиллерии. Это, пожалуй, всё, что я видел. Это просто позор. Да, надо сказать, что это просто позор».