Знаковые цифры для бренда азербайджанской литературы Эльчину Эфендиеву посвящается
Утраты бывают разные. Есть незаметные, есть тяжелые и есть невосполнимые. Накануне азербайджанская литература понесла воистину невосполнимую утрату. От нас ушел человек, которого знало не одно поколение жителей нашей страны начиная с шестидесятых годов прошлого века. Ушел из жизни один из брендов современной азербайджанской литературы, который наряду с покойными братьями Ибрагимбековыми и ныне здравствующим писателем Анаром составляли, я бы сказал, ее «золотой квартет», как минимум, полвека.
И вот вчера мы потеряли Эльчин муаллима, который, сколько я его знал (а это без малого два десятка лет), просил, чтобы его всегда и везде представляли просто как писателя Эльчина, несмотря на то, что он был сыном выдающегося писателя Ильяса Эфендиева, а с 1998 года - народным писателем Азербайджана. Я еще не говорю о том, что Эльчин муаллим четверть века занимал должность вице-премьера Азербайджанской Республики (1993-2018) и был одним из редких чиновников нашей страны, чья ни государственная, ни общественная деятельность практически не подверглась критике за все время его работы на самых разных должностях, включая должность председателя «Вэтэн» - общества культурных связей с зарубежными странами.
И как как человек, лично знавший Эльчин муаллима, я бы хотел рассказать о тех сторонах его жизни, которые мало известны широкой публике.
Эльчин Эфендиев, проживший ровно столько же, сколько его отец - Ильяс Эфендиев тоже ушел из жизни в 82 года - запомнился не только как деятель культуры, удостоенный орденов «Шараф», «Шохрат» и «Истиглал», и писатель, чьи книги изданы на 20-ти языках тиражом более 5 миллионов экземпляров. Сценарии Эльчин муаллима обогатили наш кинематограф такими великолепными фильмами, как «Удар в спину» (1977), «Серебристый фургон» (1982) и «Судьба государя» (2008), которые любители кино с удовольствием пересматривают и сегодня.
Более того, издав свою первую книгу ровно 60 лет назад («Одна из тысячи ночей») Эльчин муаллим до последних лет трудился над созданием разных пьес, которые регулярно ставились на сценах наших столичных театров - такие спектакли, как «Здравствуйте, я ваш дядя», «Ах, Париж, Париж!», «Шекспир», «Мой муж — чокнутый», «Мой любимый сумасшедший» сразу завоевали сердца отечественных театралов.
В памяти азербайджанских детей как минимум шести поколений он останется как создатель первого азербайджанского мультфильма «Джыртдан», снятого в далеком 1969-м году. Не знаю, к сожалению или к счастью, но этот мультфильм до сих пор остается одним из лучших за всю историю азербайджанской мультипликации – невзирая на то, что со дня его создания прошло уже более полувека. Так что, один из ведущих представителей литературного поколения шестидесятников, занявший особое место в азербайджанской литературе, золотыми буквами вписал свое имя и в историю отечественной анимации.
Но есть люди, которые золотыми буквами вписали свое имя в его сердце. Эльчин муаллим говорил, что нет абсолютно счастливых людей, и для него самыми счастливыми моментами его жизни являются дни рождения дочерей и внуков, а также день его собственной свадьбы, которая положила начало всем этим последующим счастливым дням.
Как я уже говорил, Эльчин Эфендиев прожил ровно столько, сколько и его знаменитый отец. Однако магия цифры «82» в его жизни этим не ограничивается. По собственному признанию писателя, огромное влияние на его литературное мировоззрение оказал Лев Николаевич Толстой. Эльчин муаллим как-то признался, что не прочь бы быть не только таким же плодотворным писателем, как Толстой, но и прожить столько же лет, чтобы успеть написать все задуманное. А Толстой, как известно, прожил… 82 года.
Не знаю, успел ли Эльчин муаллим осуществить все задуманное, но в одном я уверен – литературное наследие Эльчина Эфендиева настолько богато и насыщенно, что уже давно заняло свою нишу в азербайджанской культуре и литературе.
Allah Sizə rəhmət eləsin, Elçin müəllim!
Вюгар Вюгарлы, специально для Caliber.Az