ЕС поддержит производство в Азербайджане «зеленого» водорода Обзор Caliber.Az
Война в Украине, раскрутившая маховик европейского энергетического кризиса, вынуждает Евросоюз форсировать развитие сферы возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Важнейшим элементом глобального энергетического перехода в 2030 году обозначено кратное увеличение транспортных средств, использующих водородное топливо. В связи с этим ряд стран Европы и постсоветского региона ускорил работы по формированию инфраструктуры и мощностей по производству водорода. Эти тренды ощутимы и в Азербайджане, где Министерство энергетики при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и ряда других международных структур разрабатывает водородную стратегию страны.
Столкнувшиеся с беспрецедентным газовым кризисом страны Европы пытаются заместить российский трубопроводный газ за счет строительства десятков СПГ-терминалов и заводов по декомпрессии сжиженного газа, однако, в частности, в ЕС реализация подобных начинаний потребует не менее пяти лет. А потому в странах Старого Света, а также в Китае и Юго-Восточной Азии стремятся одновременно форсировать развитие сферы возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Согласно данным Международного энергетического агентства (IEA), в ближайшие 10 лет в сектор ВИЭ во всем мире ежегодно будет вкладываться не менее $440 млрд, и ориентировочно к 2030 году эта сумма достигнет порядка $4 трлн, что позволит ограничить глобальное потепление до 1,5 градуса и обеспечит необходимые объемы энергоснабжения экономически развитым регионам мира.
IEA отмечает, что в течение первых пяти лет после подписания Парижского климатического соглашения в 2015 году инвестиции в «зеленую» энергию росли всего на 2% в год. Однако с 2020 года этот показатель вырос до 12% в год благодаря увеличению вложений в солнечную и ветровую энергию, включая рекордный для офшорной ветроэнергетики 2021 год. Эти тренды еще более усилились из-за энергетического кризиса постпандемийного периода, усугубленного войной в Украине, и придали дополнительный импульс не только развитию солнечной, ветровой и гидроэнергетики, но и ряду сравнительно новых направлений. Это, в частности, производство низкоуглеродного водородного топлива, а также развитие новых аккумуляторных технологий и систем по улавливанию, использованию и хранению углерода (CCUS).
Причем специалисты IEA отмечают особую перспективность производства водородного топлива, которое наряду с развитием электромобилей в ближайшие годы может стать весомой альтернативой для транспортного сектора, где сегодня все еще доминируют бензиновые и дизельные двигатели.
Примечательно, что наиболее интенсивно водородный трек развивается в странах Старого Света: 22 сентября 2022 года Еврокомиссия одобрила проект, получивший название IPCEI Hy2Use, нацеленный на развитие инфраструктуры водородного топлива в 13 странах ЕС. Ожидается что правительства Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Греции, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Словакии, Испании и Швеции предоставят на эти цели порядка 5,2 млрд евро государственного финансирования, а еще 7 млрд евро будет привлечено за счет частных инвестиций. Одновременно в ЕС форсируется работа по созданию промышленной базы для производства водородного топлива, однако в силу капиталоемкости такие проекты реализуются далеко не во всех странах ЕС. В целом «Водородная стратегия для климатически нейтральной Европы» рассчитана на 30 лет и предусматривает вложения 470 млрд евро в строительство электролизных мощностей. В авангарде этих процессов находятся страны Северной Европы, в частности Финляндия, где недавно было заявлено о начале реализации проектов крупных водородных производств.
Тем не менее из-за недостатка мощностей для производства водородного топлива в ЕС озвучивали перспективы более активного подключения многочисленных соседей и партнеров Европы к вопросам энергобезопасности, реализации совместных начинаний в данной сфере. Сегодня США и ЕС планируют координировать свои усилия для поддержки третьих стран, создавая основу для открытого и устойчивого глобального рынка водорода. Принять участие в проектах по производству и экспорту водородного топлива планируют и некоторые постсоветские страны, в том числе Украина, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан.
В частности, согласно оценкам международных экспертов, Казахстан может войти в десятку крупнейших экспортеров этого экологически чистого вида топлива. Так, в рамках соглашения между правительством Казахстана и компанией Fortescue Future Industries (FFI) планируется реализация проектов по производству «зеленого» водорода в Атырауской и Мангистауской областях республики. Между ЕС и Казахстаном уже заключено соглашение по оказанию поддержки в развитии сетей производства возобновляемого водорода и цикла производства аккумуляторов, причем это партнерство сориентировано на экспорт готовой продукции в государства Европы.
Азербайджан также старается не отставать от соседа по восточному побережью Каспия, расширяя энергетическое сотрудничество с Евросоюзом не только по поставкам нефти и газа: судя по многочисленным переговорам в последние два года, перспективы участия западных компаний в реализуемых в нашей стране проектах «водородной стратегии» ЕС достаточно высоки.
«При поддержке Евробанка ведутся работы по разработке водородной стратегии Азербайджана: в прошлом году создана межведомственная рабочая группа для разработки стратегии, и при поддержке ЕБРР консалтинговая компания Advision участвует в разработке проекта «Исследования рынка низкоуглеродной водородной экономики» для нашей республики», - заявил на днях заместитель министра энергетики Азербайджана Эльнур Солтанов. По его словам, разрабатываемый страновой документ охватывает текущий и будущий спрос, существующее и прогнозируемое производство, анализ затрат на производство водорода, нормативный и финансовый контекст, а также оценку возможностей экспорта низкоуглеродного водорода на глобальный энергетический рынок. Ожидается, что результаты исследований консалтинговой фирмы по водородному треку будут представлены рабочей группе к концу текущего года.
Перспективным в этом плане видится освоение ветрового потенциала Каспийского моря, в связи с чем специалисты Минэнерго и Международной финансовой корпорации (IFC) участвуют в совместной разработке дорожной карты в данном сегменте. По предварительным данным, технический потенциал ветроэнергетики в азербайджанской части Каспия оценивается в 157 ГВт, однако реальные проекты могут охватить лишь малую часть этих возможностей, порядка семи гигаватт. На базе сравнительно дешевой морской ветрогенерации планируется наладить производство «зеленого» водорода путем электролиза морской воды и его дальнейший экспорт в страны ЕС. В частности, ведущие британские энергетические компании – bp и KBR, в партнерстве с Masdar из ОАЭ и Equinor из Норвегии уже приступили к изучению перспектив внедрения в Азербайджане технологий по производству «зеленого» водорода путем электролиза морской воды с использованием морских ветрогенераторов, а также получения «голубого» водорода путем переработки добываемого на море природного газа. Еще одно исследование - разработка проекта по производству и экспорту «зеленого» водорода в Азербайджане осуществлено международной энергетической компанией Fortescue Future Industries (Австралия) и недавно представлено Минэнерго страны.
Завершение подготовительных мероприятий для использования потенциала морской ветроэнергетики в рамках государственно-частного партнерства запланировано на конец 2026 года. Вместе с тем в 2022-2023 годах в Азербайджане планируется изучение потенциала производства водорода и его использования, формирование предложений по пилотным проектам в этой области.
Не менее значимым направлением сотрудничества Баку со странами Евросоюза видится совместная реализация проектов по экспорту произведенного в стране водородного топлива посредством трубопроводной инфраструктуры «Южного газового коридора» (ЮГК). В частности, консорциум TAP и Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) изучают перспективы транспортировки водорода на рынки Европы, оценивают требования к конструкция необходимого оборудования для транспортировки посредством трубопровода TAP смеси природного газа и водорода.
В перспективе же возможна реализация амбициозных инвестиционных планов: швейцарская «дочка» SOCAR - EnergySwitzerland уже изучает возможность участия в консорциуме по строительству в Швейцарии электролизного завода мощностью до 10 МВт, где будет налажено производство водородного топлива и его розничная реализация посредством принадлежащей SOCAR сети АЗС.