twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Грузия: борьба за достойное будущее Аналитика Сергея Богдана

03 Ноября 2024 16:04

Грузины должны проголосовать еще раз под иностранным, «международным» контролем. Фактически именно этого требовала на этой неделе оппозиция в Тбилиси. Абсурдность этого призыва к интервенции внешних сил ее не смущает — самозванные демократы недовольны выбором народа и хотят найти на него управу на Западе.

Впрочем, проблемы с народным волеизъявлением наблюдаются не только в Грузии. Выборы последнего времени вообще загнали в тупик западный либеральный истеблишмент. Его представители жалуются, что люди голосуют против устоявшихся на Западе политических систем и либеральных ценностей. Очарование западными моделями ушло даже на окраинах Европы — стремясь к интеграции с ЕС, грузины с молдаванами критично подходят к отношениям с Западом и отстаивают собственный суверенитет.

Фон дер Ляйен: Государство должно «показывать зубы»

В последние месяцы всё для глобальных либеральных элит было не слава богу. В преддверии возможного возвращения грозы всех либералов планеты — Дональда Трампа — в Белый дом трещали по швам под ударами выборов даже оплоты западного мира. Крайне правые выиграли очередную пару региональных выборов в Германии, оставив правящую в Берлине коалицию висеть на волоске и надеяться на чудо, которое убедит немцев изменить свои политические взгляды до национальных выборов через год. Во Франции Макрон оглушительно проиграл внеочередные национальные выборы и был вынужден пойти на серию интриг, чтобы сформировать новое правительство, обведя вокруг пальца фактических победителей выборов. И даже на периферии ЕС-НАТО, в странах, которые Брюссель считал уже почти присоединенными, ситуация вышла из-под контроля. В Молдове лишь самоотверженными усилиями избирательных комиссий удалось отыскать недостающие бюллетени, чтобы зафиксировать желание молдаван вступить в ЕС — ситуацию спасло нахождение при власти соответствующих политических сил.

В Грузии при власти таких сил не оказалось, а грузины проголосовали не так, как хотел бы Запад. И на горизонте вновь замаячил уже набивший оскомину вариант «майдана» против российского вмешательства и «все более авторитарного режима», якобы созданного партией «Грузинская мечта». Примечательны два момента. Во-первых, даже западные СМИ и политический истеблишмент поддерживают озвученную грузинской оппозицией критику последних выборов очень робко. По результатам общения с грузинским президентом Саломе Зурабишвили даже такой радикально антироссийский политик, как президент Польши Анджей Дуда, констатировал: доказательств российского вмешательства в выборы у нее нет.

Во-вторых, партия «Грузинская мечта» начала наводить порядок в грузинском государстве, понимая, что иначе при первом же споре с западными партнерами те снесут ее еще одним «майданом» или цветной революцией. Это естественное стремление любого ответственного политика, ведь государство в принципе ничего не стоит, если оно не может добиться исполнения законов и даже защитить себя, а дрожит, как некоторые восточноевропейские страны в последние годы, перед толпами, которые порой представляют лишь меньшинство (в случае доброй половины цветных переворотов это так и было). Напомним, этим летом даже глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен требовала от Киева, чтобы украинские госучреждения «показывали зубы» и чтобы возглавляли их люди, которые не дрогнут применить данную им власть! Но в Грузии Запад требует противоположного, являя миру очередной пример лицемерного отношения к собственным принципам. В другой стране и в ситуации дезорганизации большинства это могло бы и получиться — Украина Януковича тому пример. Но не в Грузии, где «Грузинская мечта» не собирается предавать доверие проголосовавшего за нее на выборах большинства только потому, что Запад так требует.

Идеальная демократия

Лишь в одной стране коллективного Запада за последнее время выборы прошли терпимо для либерального истеблишмента – в Японии. Правда, «выиграла» их правящая Либерально-демократическая партия. После целой грозди коррупционных скандалов с взятками и «откатами» на самом верху она получила гораздо меньше, чем раньше, мандатов в парламенте, но все равно стала в нем крупнейшей силой и, на пару с многолетними партнерами, вновь сформирует правительство. Оппозиции не удалось перехватить власть несмотря на масштабное недовольство граждан. Как так получилось? Электорат не подвел – послушно остался подальше от голосования. И это при том, что ЛДП шла на выборы с лозунгами повышения налогов на военные расходы и возвращение Японии права на войну на фоне продолжающегося обесценивания йены и беспрецедентного падения уровня жизни японцев. Например, если еще лет десять назад доходы и расходы в Германии и Японии были более-менее равны, то теперь зарплаты в Японии составляют примерно половину немецких, хотя и в Германии они сильно обесценились.

Мне довелось в последние месяцы наблюдать за тамошними политическими процессами, и порой кажется, что в Японии выстроена идеальная демократия западного типа. Это политическая система, которая держится на выразительном меньшинстве за счет полного безразличия и апатии большинства. Японские предвыборные акции впечатляют: бесцветные партии ставят пару горлопанов с микрофонами в людных местах или гоняют туда-сюда фургоны с громкоговорителями, бубнящими монотонные лозунги. Люди сторонятся такой агитации, и даже в людных местах вокруг агитаторов образуется пустота. В стране де-факто существует однопартийная модель, при власти бессменно с 1955 года находится Либерально-демократическая партия, обычно в паре с ничего не определяющей буддистской партией Комэйто!

К японской системе претензий на Западе нет, выборы там считаются безукоризненными, а демократия — твердой. В Молдове, где проценты ночью скакали в «правильную сторону», — тоже. В отличие от Грузии. Но логика в этом есть. Стоит осознавать, что в эпоху перезрелого капитализма западные подходы определяются геополитикой и стратегическими соображениями в отношении той или иной страны, а не реальной ситуацией с правами и свободами в ней.

Геополитика выборов

Выборы в Грузии проходили не в абстрактной точке земного шара, никак не в геополитическом вакууме. Они проходили в стране, которая способна сыграть важную роль в дальнейшем развитии ситуации и на Южном Кавказе, и за его пределами. Отсюда столь бурная реакция коллективного Запада, фактически рискующего в этой битве и выстроенной им инфраструктурой «независимого гражданского общества», СМИ и политических партий. Слишком высоки глобальные политические ставки в борьбе сверхдержав за сферы влияния, чтобы жалеть местных союзников.

Во-первых, речь для Запада идет о возможной дискредитации нынешней модели европейской интеграции (в ЕС) и параллельной евроатлантической (с США) интеграции незападных стран, непререкаемая ценность которой поставлена под вопрос молдаванами и еще больше — грузинами. В настоящий момент ЕС и НАТО, раздираемые противоречиями то между Германией и Францией, то между «старой Европой» и Польшей, не могут себе позволить смириться даже с минимальными отклонениями от указаний из Брюсселя. Хотя грузинское правительство в самом деле добивается элементарного — достойных условий евроинтеграции, возможности не участвовать в войне с РФ и возможности укрепить госструктуры (расшатанность которых в Украине завершилась войной) — ведь тот же закон об иноагентах закроет дорогу для тайного, нелегитимного вмешательства в грузинскую политику со стороны и незападных стран. Но озвучивание сомнений в правильности навязываемой Западом модели чревато пагубными последствиями для влияния ЕС-НАТО вообще или даже всего коллективного Запада. Ведь подорвав веру в правильности рецептов евро- и евроатлантической интеграции, они продолжат тенденцию к расшатыванию гегемонии «коллективного Запада», обострившуюся в последние года в связи с поражением США и НАТО в Афганистане, проблемами Запада в противостоянии с РФ и даже хуситами, растущей силой КНР и т. п.

Говоря о геополитике грузинских выборов и протестов, следует прибавить и более краткосрочные стратегические соображения коллективного Запада. Переход Тбилиси в радикальный антироссийский лагерь позволил бы последнему сделать новый шаг в эскалации конфликта в Восточной Европе, не задействуя и без того ослабленную Украину, а дозированно подогревая ситуацию на границах России со стороны Грузии. Давление на Москву на этом, южном направлении рассматривается как самое перспективное — отсюда и новые теракты на этой неделе в Чечне. Чеченский конфликт без Грузии реанимировать невозможно — его угасание, кстати, также было тесно связано с восстановлением грузинской государственной власти в приграничных с РФ районах, в т. ч. Панкисском ущелье. Новый друг Запада — Армения — заменить соседнюю страну в этом смысле не сможет — с Россией она не граничит.

Есть и третий фактор. Если Грузию не удастся привести к покорности (а это практически невозможно), это сильно подорвет планы экспансии ЕС-НАТО на Южном Кавказе через переориентацию Армении на Запад. Ведь у Еревана, медлящего с нормализацией отношений с соседними странами, не останется надежного пути для связи с Западом — разве только через Иран, но тот оба кандидата в США объявили главным врагом вместо России или Китая, и изменить это «ради Армении» будет очень сложно. Проблема выстраивания надежной логистики для снабжения армянского государства в этом смысле затрагивает весь Запад, но особенно тяжело бьет по Франции, чье руководство сейчас пытается встать во главе западной экспансии на Кавказ и даже поиграть в эскалацию на востоке Европы.

На Кавказе у Парижа давно были планы на Грузию, Макрон надеялся на связанную с Парижем президента Грузии Зурабишвили. В марте 2004 года, по результатам таинственного разговора президента Франции Жака Ширака с Саакашвили, она мгновенно — одним днем — перепрыгнула с должности посла Франции в Тбилиси на пост министра иностранных дел Грузии и осталась с тех пор в грузинской политике. В постсоветских странах понятие «конфликт интересов» не было известно ни тогда, ни сейчас. За красивой легендой о женщине, всю жизнь мечтавшей вернуться в страну своих предков, стоит еще и прозаичная реальность всей ее жизни, не просто прожитой во Франции, но проведенной на государственной службе Франции! И для Макрона приход Зурабишвили на президентский пост в Грузии в 2018 году создал дополнительные важные предпосылки для активизации на армянском направлении, где за год до того к власти пришел Пашинян, также охотно подружившийся с парижскими политиками. Франция боится, что слишком самостоятельное правительство Грузии сломает все эти расклады, и пускает в ход свое немалое влияние в ЕС-НАТО, чтобы предотвратить такое развитие событий.

В этой ситуации азербайджанское правительство выбрало конструктивную линию невмешательства во внутренние дела соседнего государства и уважения к воле грузинского народа. Президент Ильхам Алиев незамедлительно направил премьеру Грузии Ираклию Кобахидзе поздравление с победой на выборах и пригласил его посетить Азербайджан для продолжения диалога по сотрудничеству двух стран. В политике Баку и Тбилиси заметны важные сходные принципы. Есть немало желающих толковать нынешние действия грузинского правительства в оптике противостояния России и Запада. Но и они, и правительство Азербайджана ясно дают понять, что не желают вражды и даже, напротив, желают сотрудничества с Западом, как и с Востоком. Однако эти отношения сотрудничества должны базироваться на принципах сохранения достоинства сторон, уважения и равноправия различных мнений, а не поучений, шантажа и угроз со стороны западного истеблишмента.

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 1861

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
telegram
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Подписывайтесь на наш Telegram канал
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading