Велаяти против Зангезурского коридора Два иранских взгляда на Южный Кавказ
Советник верховного лидера ИРИ Али Акбар Велаяти вновь попытался сыграть роль «стража» Южного Кавказа, опубликовав в социальной сети X резкое заявление относительно Зангезурского коридора. В нем он в достаточно агрессивной риторике предупредил, что любые попытки реализовать проект транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой встретят «жесткий ответ Ирана».
Для начала напомним Велаяти, что вопрос транспортных связей между западными районами Азербайджана и его Автономной Республикой – это не чья-то геополитическая фантазия, а закрепленное в международном документе обязательство, а именно – в пункте 9 Трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, подписанного лидерами Азербайджана, Армении и России. Ирана за этим столом не было, следовательно – он не является стороной, имеющей право вето на реализацию положений данного соглашения.
Самое интересное в этой истории то, что, в отличие от Велаяти, армянское руководство проявляет куда более конструктивный и рациональный подход.
Так, с заявлением по вопросу Зангезурского коридора выступил премьер-министр Армении Никол Пашинян, подтвердив, что Ереван получил от Вашингтона предложение по управлению данным коридором. По его словам, контакты между Арменией и Азербайджаном могут помочь преодолеть существующее глубокое недоверие между двумя странами. Таким образом получается, что премьер подчеркнул следующее: предложение по управлению Зангезурским коридором не противоречит армянскому законодательству, в котором предусматривается право на застройку. В качестве примеров аутсорсинга он привел аэропорт «Звартноц», ЮКЖД и систему водоснабжения.
Недавно и президент Армении Ваагн Хачатурян заявил: «Если мы сможем открыть ворота Сюника (Зангезур – прим. ред.), я имею в виду возможности 43-х километров, то можете быть уверены, что будущее предоставит нам большие возможности для развития».
Согласитесь, что попытки Велаяти быть большим армянином, чем премьер-министр и президент Армении, мягко говоря, выглядят неуместно. Тем более что перспектива транспортного коридора между «материковым» Азербайджаном и Нахчываном вовсе не предполагает «сухопутную блокаду» ИРИ, как утверждает Велаяти. Ни один из предложенных вариантов маршрута не нарушает территорию Ирана, не ограничивает его торговлю и не ущемляет национальные интересы. Скорее наоборот – региональная разблокировка путей способствует развитию всего региона, включая Исламскую Республику, если она пожелает участвовать в этом процессе в конструктивном ключе.
Соответственно, попытка Велаяти вмешаться в вопросы, которые касаются исключительно Баку и Еревана, выглядит как стремление искусственно сохранить влияние Ирана в регионе, теряя при этом объективность и уважение к суверенитету других государств.
Али Акбар Велаяти, вероятно, считает, что защищает стратегические интересы своей страны, но его заявления больше напоминают риторику эпохи «холодной войны». Что, кстати, неудивительно, если вспомнить о том, что долгих 16 лет, с 1981-го по 1997 год, он занимал пост министра иностранных дел Ирана. Это были годы самого жесткого противостояния между ИРИ и США. Так что, возможно, Велаяти просто использует давно привычный ему язык общения, забывая о том, что времена на дворе ныне иные, и Южный Кавказ меняется, и эти изменения требуют новых подходов.
Каких именно? Их пример недавно продемонстрировал президент Ирана Масуд Пезешкиан, в ходе своего визита в Зенджан заявивший о необходимости укрепления связей со странами региона, в частности с Азербайджаном. Иранский президент отметил, что ранее звучали разные мнения о позиции Азербайджана, однако он лично побывал в нашей стране и считает ее население «нашими родными, нашими близкими».
«Как может быть, что я не могу поехать туда и заключить с ними союз, а Израиль может сделать это? Я должен задать себе вопрос: в чем моя ошибка, почему я не смог установить с моими братьями и сестрами дружеские и здоровые отношения, а Израиль смог? Виноват я, не они. Они – наши братья и сестры, наши родные и близкие», – сказал Пезешкиан.
Как говорится, его слова да в уши Али Акбару Велаяти.