Экологическая тревога в Прикаспии: под угрозой и Азербайджан Расклад Хазара Ахундова
Вызванное глобальным потеплением изменение климата в Прикаспийском регионе все чаще проявляется усилением различных природных катаклизмов — обмелением Каспия, засухой, лесными пожарами. В числе прочего в странах региона участилась другая напасть — нашествие саранчи. С нынешней весны вредители замечены в ряде стран Центральной Азии, в основном в Казахстане, рои насекомых атакуют и ряд областей Украины. В течение июля продолжалось массовое распространение саранчи на юге России, в частности, в Республике Дагестан, где в связи с этим объявлена чрезвычайная ситуация. С северных границ саранча проникает и на Южный Кавказ, в том числе и в нашу страну, в связи с чем Центр защиты растений и фумигации Агентства аграрных услуг при Минсельхозе Азербайджана перешел на усиленный режим работы.
Исследования ученых уже давно подтвердили непосредственную связь между ростом температуры атмосферы и изменениями в метаболизме насекомых: чем теплее вокруг, тем активнее репродуктивная функция саранчи и тем лучше ее аппетит. Так, наиболее опасная и прожорливая пустынная саранча поглощает за день количество еды, равное ее собственному весу, и с повышением температуры всего на один градус по Цельсию ущерб, наносимый насекомыми урожаю, может возрастать на десять и более процентов. Саранча наносит серьезный ущерб посевам зерновых и масличных культур, овощей, хлопчатника, а также фруктовым деревьям. Наибольший урон при этом угрожает районам с умеренным климатом, где выращиваются основные объемы сельскохозяйственной продукции. Согласно наблюдениям, рост популяции происходит раз в 8-10 лет, однако с учетом климатических перемен в ряде регионов эта цикличность участила динамику. Напомним, что последнее массовое нашествие саранчи в Центральной и Южной Азии, на Ближнем Востоке и Южном Кавказе наблюдалось в 2019-2020 годы.
Специалисты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) в феврале-марте текущего года зафиксировали массовое передвижения пустынной саранчи на северо-западе Африки, в том числе стаи прожорливых насекомых атаковали сельхозугодия Алжира, западной части Ливии и юга Туниса. В текущем году в FAO также отмечают высокий уровень опасности в связи с ростом популяции саранчи в регионе Центральной Азии (ЦА), юге России, Украине и отчасти на Южном Кавказе. В регионе ЦА наибольшим рискам подвержен Казахстан, где с весны стартовала масштабная кампания по борьбе с саранчой: очаги вредителей зафиксированы в 15 областях страны, под угрозой также находятся Кызылординская и Актюбинская области, и в июне поступали данные о возможном распространении саранчи на площади до 2 млн гектаров. Рои египетской саранчи нынешним летом были замечены в различных регионах Украины, включая Киевскую, Днепропетровскую и Запорожскую области, а также достигли района Кривого Рога и Одессы. В Украине ситуация ощутимо затруднена продолжающейся войной, так как бороться с саранчой в регионах, прилегающих к линии фронта, практически невозможно.
Азербайджан уже многие годы входит в зону риска нашествия перелетных стай саранчи, причем климатические изменения последних лет (теплые влажные зимы, засушливое лето) создают благоприятные условия для размножения разновидностей этих вредителей непосредственно на территории нашей страны. Речь, в основном, идет о трех разновидностях вредителей, представляющих наибольшую потенциальную угрозу Азербайджану – это популяция марокканской саранчи (DMA), итальянского пруса (CIT), а также отчасти азиатской перелетной саранчи (LMI). В этой связи специалисты FAO уже не первый год принимают активное участие в разработке локальных программ по Азербайджану, а также оказывает техническую помощь для усиления борьбы с саранчой.
Более десятилетия назад наша страна подвергалась нашествию итальянской разновидности саранчи: масштабная миграция CIT наблюдалась в Азербайджане в 2012-2014 годах и повторилась в июле 2018 года, охватив Шекинский район и некоторые территории северо-запада страны. В 2019-2020 годах нашествие насекомых наблюдалось в южных областях России, в Дагестане и особенно в Волгоградской области, что отчасти затронуло и нашу страну. В частности, пять лет назад нашествие саранчи наблюдалось на территории Самухского, Шамкирского и Тертерского районов.
Нынешним летом вновь зафиксировано массовое нашествие саранчи на севере Дагестана: насекомыми захвачено около 145 тысяч гектаров земель, и в четырех районах республики в конце июля введен режим ЧС. В качестве причин нашествия саранчи указаны ограничения на химическую обработку федеральных земель, природоохранных зон и территорий около водных объектов, что увеличило залет прожорливых насекомых из соседних регионов Северного Каспия.
В связи с массовым распространением саранчи в Дагестане и объявлением в связи с этим чрезвычайной ситуации, Центр защиты растений и фумигации Агентства аграрных услуг при Министерстве сельского хозяйства Азербайджана переведен на усиленный режим работы. На приграничных с РФ территориях начаты регулярные мониторинги, с учетом угрозы миграции вся необходимая техника и оборудование приведены в полную готовность для оперативной организации химической борьбы. В регионах усилены меры наблюдения и контроля, местные структуры полностью обеспечены необходимыми препаратами. Согласно данным местных структур Центра защиты растений и фумигации, по состоянию на июль текущего года наблюдения были проведены на площади 47178 гектаров, заражение было зафиксировано на площади 10315 гектаров, на 5100 гектарах были проведены мероприятия по химической борьбе.
Примечательно, что в текущем году также наблюдается рост популяции саранчи на Абшеронском полуострове, активизирующейся в сильную жару. Насекомые замечены также в Астаре, Лерике, Шабране, Шеки, Агстафе, Товузе и Газахе. «Плотность саранчи не такая высокая, на один квадратный метр приходится примерно 2-3 насекомых, — сообщил недавно местным СМИ руководитель Центра защиты растений и фумигации Джейхун Ибрагимов. — Проблема связана с тем, что из-за жаркой погоды и сокращения зон с зелеными насаждениями в пригородных районах возникает острая нехватка кормов, и саранча в поисках пищи мигрировала в парки и приусадебные участки столицы».
В свою очередь, по мнению директора Центра прикладной зоологии Института зоологии Барата Ахмедова, нынешним летом на Абшероне наблюдается увеличение численности египетской саранчи. «Подобное явление наблюдалось и несколько лет назад: египетская саранча в основном размножается на песчаных территориях, у моря, возле родников, и во время жары и высокой влажности рост их популяции происходит более интенсивно и в более ранние сроки».
Опыт FAO и других профильных международных структур свидетельствует, что тактика уничтожения взрослой саранчи химическими препаратами не всегда эффективна, так как особи умирают через несколько дней после отравления, успев нанести значительный урон окружающей растительности, а главное, отложив яйца в почву. Единственным действенным способом избежать нашествия саранчи на следующий год является уничтожение с помощью ядов отложенных в почву яиц. Собственно, для этого крайне необходимо проводить систематические ежегодные исследования природных очагов локализации саранчи и своевременно обрабатывать участки, где опасные вредители могут вывести новое потомство.