Наследие Макрона: французы затянут пояса до удушья Аналитика Лиманского
Премьер-министр Франции Франсуа Байру накануне летних каникул правительства представил свой план «финансового оздоровления», который предлагает болезненную экономию за счёт простых французов.
Президент ультрабогачей
В июле глава правительства Франции выступил с рядом драконовских мер. В 2026 году намечена «бюджетная экономия» на 43,8 миллиарда евро.
Президент Макрон назвал эти предложения обладающими «достоинством мужества, дерзости и ясности». А вот у антимакронистских партий, профсоюзов и рядовых французов план Байру вызвал совсем иные оценки и эмоции.
Официально принятие непопулярных мер оправдывается колоссальным государственным долгом Франции, который составляет астрономическую сумму в 3,345 триллиона евро. Это самый высокий показатель за всю историю страны, и долг продолжает расти. А дефицит государственного бюджета в 2024 году достиг 5,8%. Таков во многом результат двух сроков правления Эммануэля Макрона и глобального кризиса неолиберальной экономической модели. Но в ответ пожар хотят тушить керосином. Социальные расходы планируется урезать и заморозить на фоне увеличения военных затрат. Буквально накануне презентации плана Байру президент Макрон запросил увеличение военных расходов Франции ещё на 3,5 миллиарда евро.
На этом фоне Франсуа Байру призвал французов работать больше. «Мы должны работать больше, вся нация должна работать больше, чтобы больше производить», – заявил премьер.
Фактически озвучен традиционный нарратив неолибералов: «Работайте больше, простолюдины. Во всём виноваты не мы, ваши хозяева и элита, а вы – ленивое стадо».
Лживость этого тезиса доказывают цифры – с 2008 года доходы 0,001% сверхбогатых людей во Франции увеличились в три раза, в то время как доходы среднего француза просто стагнируют или сокращаются.
И если рядовые французы плохо работают, то почему же богатеют сверхбогачи? Средний доход французов с 1945 по 1974 год рос на 6% в год, а при Макроне он растёт в пределах арифметической погрешности – на 0,1%.
Сегодня во Франции всё чаще говорят об Эммануэле Макроне как о «президенте ультрабогатых».
И чтобы французы, хотят они того или нет, трудились больше, у них решили забрать два государственных праздника. Байру предлагает отменить выходные в Пасхальный понедельник и 8 мая – День Победы над нацизмом. И дело не только в том, что традиционные праздники всё менее актуальны в Европе. Прежде всего, макронисты решили ещё больше эксплуатировать французских работников. Теперь трудящиеся будут работать больше, а получать социальной поддержки меньше.
Социальные урезания в стране прогрессирующей бедности
В течение всего своего правления президент Макрон снижал налоги на сверхбогатых и поддерживал крупные корпорации. В этот раз премьер Байру заявил, что теперь со сверхдоходов тоже придётся платить «налог солидарности». Однако в целом глава правительства пообещал не поднимать налоговые ставки.
Обольщаться не стоит – основные тяготы кризиса по-прежнему будут нести простые граждане. В 2026 году должен быть введён «железный запрет» на повышение пенсий, а также всех социальных пособий. И это при том, что инфляция во Франции продолжает расти. Уже подсчитано: чтобы успевать за ростом цен, пенсии французов с 1 января 2026 года должны увеличиться хотя бы на 1,1%. Отмена индексации пенсий и пособий станет серьёзным ударом по малообеспеченным. В планах правительства также отмена 10% налоговой льготы для пенсионеров с наиболее высокими пенсиями, что даст казне 4,5 миллиарда евро. Как раз хватит на перевооружение?
И всё это происходит на фоне того, что во Франции уже существенно подняли пенсионный возраст, что неоднократно вызывало массовые протесты по всей стране.
Плюс макронистский премьер хочет ввести правило «каждого третьего» – плохо замаскированное радикальное сокращение государственных служащих. Предлагается каждого третьего сотрудника, уходящего на пенсию, не заменять новым. При этом зарплаты остальных вряд ли вырастут, но вот работать придётся и «за себя, и за того парня».
В следующем году все государственные расходы будут заморожены. Исключение, как уже отмечалось, делается только для военных затрат, а также для выплат по долгам.
Собственно, одна из главных целей этих урезаний – изыскать дополнительные средства для закупки вооружений. Также несколько увеличится бюджет на гендерное равенство и взносы Франции в ЕС. «Мы не сокращаем расходы, которые считаем решающими и необходимыми», – заявила министр-делегат по борьбе с дискриминацией Аврора Берже.
Зато 5 миллиардов должна дать экономия на здравоохранении. Французская медицина и так переживает не лучшие времена. Очереди на бесплатные медицинские услуги могут составлять несколько месяцев, а платное обслуживание – далеко не всем по карману. Теперь максимальный размер издержек по медицинской страховке, то есть сумма, которую французы обязаны платить при покупке лекарств, увеличится вдвое – с 50 до 100 евро. Также сегодня хроническим больным предоставляется 100% покрытие расходов на лечение по медицинской страховке.
Байру поддержал предложения Министерства здравоохранения по выводу человека из этой программы при улучшении показателей его здоровья. Ввиду кризиса государственных финансов дефицит средств Национального фонда медицинского страхования (CNIA) в 2025 году составил 16 миллиардов евро.
Глава МВД Бруно Ретайо также считает, что государственное здравоохранение должно быть реформировано. При этом он выступает и за увеличение рабочего дня. Все эти меры этот правый макронист оправдывает рассуждениями о том, что «Франция в опасности и находится под угрозой потери независимости».
Интересно, что больше угрожает суверенитету Пятой республики – курс ныне правящих ею глобалистов? Или 8-часовой рабочий день для трудящихся?
Полностью поддержала сокращение социальных расходов и увеличение объёма работы и министр труда (!) Астрид Паносян-Буве.
Ещё на 5,3 миллиарда евро должны будут сократить свои расходы местные власти. А ведь бюджеты мэрий и коммун во многом направлены именно на социальные и культурные нужды местных сообществ.
И, конечно же, в прицеле «оптимизаторов» оказались безработные. Только полгода назад был принят новый закон о страховании по безработице. Но правила предоставления пособия снова собираются ужесточить, по официальной версии – «чтобы стимулировать трудоустройство». И это в то время, когда при Макроне на фоне экономического кризиса безработица растёт темпами, которых не было уже давно.
В последнем квартале 2024 года был поставлен рекорд за последние 10 лет – количество безработных выросло на 4% и составило 5,4 миллиона человек. Среди молодёжи до 25 лет безработные составляют 8,5%, многие из них ни разу не работали.
Даже собственный министр экономики Марк Ферраччи в правительстве Байру более реалистично оценивает причины нынешнего кризиса: «Во Франции дефицит рабочих мест объясняет наши экономические и бюджетные трудности, а также конкурентоспособность нашей промышленности».
Сокращение социальной поддержки президент Макрон и его правительство предлагают на фоне прогрессирующей бедности. 14,4% населения страны, или 10 миллионов человек, на конец 2024 года жили в бедности. Почти половина опрошенных боится, что им не хватит зарплаты до конца месяца. А каждому пятому французу приходится выбирать между покупкой продуктов питания и средств гигиены. 11 миллионов (22%) контролируют расход туалетной бумаги. Бедность растёт во Франции уже более 20 лет.
И действительно, пришло самое время затянуть пояса ещё туже?
План нападения на рабочих, безработных и больных
План социальных урезаний уже вызвал негативную реакцию ряда партий. Так, депутат от крайне левой «Непокорённой Франции» (LFI) Орели Труве заявила, что сокращение двух праздников сделает ещё беднее многих трудящихся, которым ранее платили за работу в эти дни сверхурочные.
Также депутатка-«мятежница» назвала бюджетный план Франсуа Байру «глупым», подрывающим покупательную способность домохозяйств.
А депутат «непокорённых» Адриен Клуэ заявил: «Опасный, вредный, жестокий и несправедливый проект… Он собирается заставить вносить свой вклад исключительно средний класс и семьи рабочего класса, и всё это для того, чтобы сохранить богатство самых привилегированных семей».
На пресс-конференции «Непокорённой Франции» эти меры уже охарактеризовали как «настоящее объявление социальной войны народу Франции». Представитель LFI Матильда Пано сказала: «Если эти заявления будут реализованы, это разрушит страну».
План правительства подвергли критике и в Социалистической партии. Там пригрозили кабинету Байру вотумом недоверия. Социалисты заявили, что у них есть собственный план финансового оздоровления, и пообещали представить его к концу года.
В партии «Республиканцы» тоже остались недовольны «дорожной картой» Байру, но по другой причине. По мнению правых консерваторов, в документе слишком мало… урезаний госбюджета и не рассматривается вопрос миграции. В целом же «республиканцы» эту «экономию» готовы одобрить.
Против выступила и одна из крупнейших оппозиционных партий – крайне правое «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Оппозиция грозит кабинету Байру «цензурой». И поскольку правительство макронистов опирается в Национальной ассамблее на меньшинство – с условной поддержкой партии Марин Ле Пен, – получить вотум недоверия оно может в любой момент.
Впрочем, ультраправые в очередной раз могут использовать ситуацию для нового торга с Макроном.
Зато очень весомое слово по поводу очередного наступления на права работников могут сказать традиционно сильные профсоюзы Франции. И там уже крайне возмущены происходящим.
Генеральный секретарь Всеобщей конфедерации труда Софи Бине резко раскритиковала Франсуа Байру: «Это очень тревожно, он готовится к всеобщему обнищанию страны, к чёрному дню для трудящихся».
Президент профсоюза CFE-CGC Франсуа Оммериль заявил: «Я очень зол. Что это за план нападения на работающих, безработных и больных?». И обвинил правительство в том, что оно роет долговую яму без всякой экономической эффективности.
1 сентября должна состояться встреча руководства крупнейших французских профсоюзов, которые примут план действий против антисоциальных мер макронистского правительства. Одним словом, осень во Франции обещает быть жаркой…