Иллюзия против реальности Варданян цепляется за соломинку
Рассмотрение в Бакинском военном суде уголовного дела в отношении гражданина Армении Рубена Варданяна близится к своему логическому завершению. И здесь мы сразу оговоримся, что в данном случае речь идет о принципиальном столкновении международного права и политической мифологии, попытке подмены уголовной ответственности лозунгами о «самоопределении» и давно знакомой тактике отрицания легитимности суда как такового.

Прокуратура Азербайджана предъявила Рубену Варданяну обвинения по таким статьям Уголовного кодекса АР, как преступления против мира и человечности, военные преступления, терроризм, финансирование терроризма, и по их совокупности сторона обвинения требует для него пожизненного лишения свободы. И это — не политическое заявление, а юридически выверенная позиция, основанная на массиве доказательств и показаний.
Однако, как, в принципе, и следовало ожидать, и Варданян, и его адвокат Джаред Генсер последовательно отказываются признавать не только вину, но и саму легитимность судебного процесса. Так, в одном из своих заявлений в социальной сети Дж.Генсер утверждает, что его подзащитный «находится в тюрьме лишь за защиту права народа Нагорного Карабаха на самоопределение», что отчетливо попахивает сознательной манипуляцией общественным мнением либо демонстрирует поразительное незнание юристом основ международного права.
Принимая во внимание, что второй вариант тоже вполне дееспособен, мы проведем для Генсера небольшой ликбез. Итак, право на самоопределение не тождественно праву на сецессию и не может реализовываться путем вооруженного сепаратизма, создания непризнанных квазигосударственных образований и тем более посредством террора и совершения военных преступлений. Принцип территориальной целостности государств — один из краеугольных столпов международного права, закрепленный в Уставе ООН. Его признает и Армения, пусть и вынужденно, что неоднократно фиксировалось в официальных заявлениях и международных документах. Таким образом, то, что адвокат Варданяна пытается выдать за «правозащитную позицию», на деле является оправданием сепаратизма и прямым неуважением к суверенитету Азербайджана.

В этой связи напомним, что 25 апреля 2025 года Международный суд ООН отклонил ряд требований Армении, касающихся обращения с Рубеном Варданяном и еще 15 лицами армянского происхождения, судебный процесс над которыми завершается в Бакинском суде. Рассмотрев аргументы азербайджанской стороны и представленные доказательства в рамках дела о применении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Суд принял принципиальное решение не запрашивать дополнительной информации, не требовать проведения независимого расследования, не назначать экспертное заключение относительно условий содержания заключенных.
Этот вердикт сам по себе есть исчерпывающий ответ на все попытки представить дело Варданяна как «политическое преследование» или «расправу». Международный судебный орган не нашел оснований даже для дополнительных процедур. Следовательно, разговоры о «несправедливом процессе» носят сугубо пропагандистский характер.
Но обвиняемые тужатся из последних сил. Так, согласно сообщениям армянских СМИ, Рубен Варданян недавно провел телефонный разговор со своим старшим сыном Давидом, в ходе которого сообщил, что в ближайшее время в суде ему будет предоставлено последнее слово. При этом он заявил: «Я не признаю происходящее судебным процессом и не намерен участвовать в имитации правосудия».
Подобная позиция — отнюдь не новая. Она хорошо известна правоведам и историкам как классическая линия поведения обвиняемых в тяжких преступлениях, не имеющих убедительной правовой защиты. Отказ признавать суд — это попытка уйти от обсуждения фактов, доказательств и конкретных эпизодов обвинения. И в этой связи напрашивается прямая историческая параллель.

8 января 1977 года в Москве была совершена серия террористических актов: три взрыва в общественных местах, включая в вагоне на перегоне между станциями метро «Измайловская» и «Первомайская». В результате погибли 7 человек, 37 получили ранения. 24 января 1979 года виновными в совершении терактов были признаны Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян, которые были приговорены к высшей мере наказания.
Сохранилась видеозапись судебных заседаний, где Затикян заявляет: «Я отказываюсь от вашего судилища и ни в каких защитниках не нуждаюсь. Я сам есть обвинитель, а не подсудимый». То есть, перед нами то, что мы сегодня видим в поведении Рубена Варданяна — отказ признавать суд, демонстративное отрицание вины, апелляция к «высшей правде».
Более того, руководство советской Армении пыталось замалчивать сам факт преступлений группы Затикяна. Как отмечал бывший начальник 5-го управления КГБ СССР Филипп Бобков, по указанию первого секретаря ЦК Компартии Армении Карена Демирчяна ни одна газета на армянском языке не опубликовала сообщение о терактах. Он также активно препятствовал следствию. И этот подход — защита «своих» вне зависимости от тяжести преступления — удивительно узнаваем и сегодня.
Дополнительное подтверждение этому — очередное заявление самого Варданяна, распространенное армянскими СМИ со ссылкой на его сына. Так, Варданян-старший заявил: «Я еще раз заявляю: «арцах» был, есть и будет». Как видим, никакого раскаяния и в помине нет.

Впрочем, аналогичные заявления уже давно находятся за пределами политики и права, перейдя в сферу символической риторики, не имеющей никакой юридической силы. А тем временем Бакинский военный суд рассматривает не мифологию, не лозунги и не эмоциональные декларации, а конкретные уголовные деяния. И право не работает по принципу громкости заявлений, оно действует, опираясь на факты, доказательства и нормы. И в силу этого можно с высокой степенью уверенности утверждать, что Бакинский суд примет законное, обоснованное и справедливое решение, вне зависимости от того, сколько раз Рубен Варданян будет отказываться признавать реальность.







