Политический рудимент Армении Кочарян мечтает возродиться из небытия
В своем интервью «Пятому каналу» бывший президент Армении Роберт Кочарян попытался представить период своего правления как «время прогресса и подъема». Но для тех, кто знаком с его «достижениями», это напоминает путешествие в «Королевство кривых зеркал», где искаженные отражения выдают упадок за успех, конфронтацию — за принципиальность, а утрату суверенитета — за стратегическое партнерство.
И чтобы в этом удостовериться, проведем небольшой обзор. Когда-то сей деятель работал в Степанакертском (Ханкенди — прим. ред.) горкоме комсомола. То есть был он в ту пору азербайджанским комсомольским чиновником армянской национальности. Впоследствии колесо Фортуны вознесло его на самый верх армянского политического, с позволения сказать, Олимпа, откуда через какое-то время он благополучно скатился вниз.
В 2008 году президентом Армении заделался Серж Саргсян, который считали банальным преемником Кочаряна. Что, кстати, не совсем так. Они возглавляли «карабахский клан», который в те времена правил Арменией, но между ними была и поныне существует внутривидовая конкуренция – Саргсян испытывает к Кочаряну такое чувство личной неприязни, что напрочь утратил аппетит. Тот, в свою очередь, отвечает ему взаимностью.
Оставил Кочарян во времена своего президентства и криминальный след: он и Армен Геворгян обвиняются в получении крупных взяток (примерно 3 миллиона долларов).
Что касается простых армян, то в их глазах он уже давно является символом жуткого прошлого, к которому никто ни при каких обстоятельствах возвращаться не желает. Именно поэтому даже после поражения Армении в 44-дневной войне на парламентских выборах июня 2021 года за возглавляемый Кочаряном альянс «Армения» проголосовало чуть больше 21% граждан этой страны, тогда как за «Гражданский договор» во главе с премьер-министром Пашиняном – почти 54% армян.
То есть в момент, когда можно было сыграть на истерично-растерянных чувствах граждан в свете военно-политического фиаско, когда можно было обвинять действующую власть во всех грехах, Кочарян и его команда, мягко говоря, облажались. Спекулировать они спекулировали, да не выторговали. И с тех пор рейтинг Кочаряна все катится и катится вниз.
Вот и недавний соцопрос, проведенный Международным республиканским институтом (IRI), показал, что 61% респондентов в Армении не доверяют никому из политических деятелей. При этом премьеру Пашиняну доверие оказывают 12% опрошенных, а вот второму президенту – 4%. То есть, даже если учитывать утрату доверия армян ко всем политикам вместе взятым, рейтинг Пашиняна в три раза выше рейтинга Кочаряна.
И на фоне всего этого Кочарян в интервью «Пятому каналу» ничтоже сумняшеся заявляет, что «рейтинг Никола Пашиняна и партии «Гражданский договор» находится в устойчивом тренде глубокого падения». Разумеется, в «тренде» чего именно устойчиво находится рейтинг его и возглавляемого им альянса, упоминать он не стал.
Кочарян также попытался представить период своего президентства как «эпоху социального прогресса», однако за цифрами, которыми он оперирует, скрывается иная реальность. В статистике тех лет уровень бедности в Армении действительно снижался, но происходило это не за счет устойчивого экономического роста или диверсификации экономики, а на фоне массовой трудовой миграции, денежных переводов из-за рубежа и распродажи республикой своих стратегических активов России. При нем «страна камней» фактически утратила контроль над ключевыми энергетическими и инфраструктурными объектами, а широкие слои населения продолжали бедствовать.
Армения и сегодня сталкивается с социально-экономическими проблемами, но выход из кризиса лежит в иной плоскости – обеспечении долгосрочного мира и открытии всех коммуникаций, включая запуск Зангезурского коридора, что создаст новые возможности для торговли, инвестиций и рабочих мест.
Подписание мирного договора с Азербайджаном и интеграция в региональные проекты и есть реальный шанс для роста и снижения бедности в Армении. Это – ее путь выхода из геополитического тупика. Но именно против этого выступает Кочарян, предпочитая удерживать республику в состоянии конфронтации и изоляции, что в его времена лишь закрепляло экономическую зависимость и социальное неравенство.
Граждане этой страны все прекрасно понимают. Так, согласно соцопросу все того же Международного республиканского института, 47% армянского населения выступают за подписание мирного договора с Азербайджаном. Это больше, чем число противников подписания этого документа, что доказывает следующее: «Робинзон» Кочарян, как и другие армянские политики-рудименты, могут сколько угодно издеваться над здравым смыслом, однако новые времена диктуют свои правила. И в современной действительности этим прохиндеям от политики места на шахматной доске нет, даже в качестве пешек.