Мир сокращает рабочие места, Азербайджан расширяет самозанятость Обзор Хазара Ахундова
Геополитическое противостояние и участившиеся военные конфликты, санкции и торговые войны, а также климатический негатив в последние годы провоцируют рецессию, спад производства и коммерции во всем мире. Все это не лучшим образом сказывается на сфере глобальной занятости. По оценкам подразделения ООН — Международной организации труда (МОТ), прогноз занятости в мире в этом году был снижен на семь миллионов рабочих мест. Для смягчения этого негатива, по мнению специалистов МОТ, нужно усилить господдержку в трудовой сфере, а также расширить проекты по самозанятости. Данное направление весьма успешно развивается в нашей стране, в том числе в Карабахском регионе. Ожидается, что число наших граждан, охваченных программой самозанятости, до конца 2026 года превысит 110 тыс. человек.
По оценкам экспертов профильной структуры ООН, наблюдаемая в постпандемический период череда кризисов — эскалация конфликтов на Ближнем Востоке, в Азии и Африке, и в особенности почти четырехлетняя российско-украинская война — привела к серьезным проблемам в устойчивости цепочек стоимости, логистики, сырьевом транзите и т. д. Энергетический кризис 2022 года и последующая рецессия и инфляционный всплеск 2023 года затронули даже благополучные в прошлом государства Европы, где снижается производство и сокращается рынок труда. А наблюдаемые в текущем году тарифные войны США также напрямую влияют на глобальный рынок труда. По оценкам МОТ, около 84 млн рабочих мест в 71 стране мира, преимущественно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также Канаде и Мексике, прямо или косвенно связаны с потребительским спросом в США. Усилившиеся негативные климатические изменения, и прежде всего дефицит пресной воды, также приводят к потере рабочих мест в сельской местности. Наконец, по оценкам МОТ, в перспективе почти каждый четвертый работник в мире может столкнуться с тем, что его работа заметно изменится в результате внедрения искусственного интеллекта (ИИ).
В опубликованном в середине года докладе МОТ «Перспективы занятости и социальной защиты в мире» были обновлены прогнозы по глобальной занятости на 2025 год: в документе отмечается, что в целом в мире ожидается создание 53 млн новых рабочих мест – на 7 млн меньше, чем предполагалось ранее. Ключевыми факторами ухудшения экономических перспектив, ведущими к замедлению роста числа рабочих мест, МОТ называет геополитическую напряженность и сбои в мировой торговле. Оценка роста занятости в мире в этом году понижена с 1,7 до 1,5 процента, что отражает замедление роста глобального ВВП до 2,8% – по сравнению с предыдущим прогнозом в 3,2%.

Перечисленный глобальный негатив наиболее тяжело сказывается и на рынке труда развивающихся стран, затрагивая также и постсоветский регион. В этом плане в Азербайджане ситуация чуть-чуть лучше, чем в последние годы. В прогнозах Международного валютного фонда (МВФ) отмечается снижение уровня безработицы в нашей стране с 5,4% в 2024 году до 5,3% в 2025 году, и в 2026 году этот параметр также сохранится на отметке 5,3%.
Сохранение сравнительной стабильности на местном рынке труда объясняется тем, что в постпандемический период в рамках государственно-частного партнерства поддерживалась активность частного сектора, увеличивался рост производства и экспорт в ненефтяном секторе, за счет бюджетных средств формировались новые агропромышленные производственные кластеры. Соответственно, в Азербайджане росла потребность в рабочих руках, в особенности на фоне масштабных инфраструктурных и строительных проектов в Карабахском регионе. Косвенным образом эта «большая стройка» обеспечивала рост числа новых рабочих мест в секторе строительства и производства стройматериалов, гарантировала подряды архитектурным, проектным, консалтинговым, транспортным и иным профильным компаниям.
В частности, согласно данным Центра анализа экономических реформ и коммуникаций (ЦАЭРК), в рамках реализации национальной стратегии «Великое возвращение на освобожденные территории» численность населения, проживающего на освобожденных от оккупации территориях, к октябрю составила около 55 тысяч человек. К концу 2026 года число вернувшихся к родным очагам, вероятно, превысит 100 тысяч человек, соответственно, возрастет как количество вакансий для привлеченных специалистов, так и число постоянных рабочих мест для проживающих в новых поселках и городах граждан.
В том числе Государственное агентство занятости при Министерстве труда и социальной защиты населения продолжает активную работу по трудоустройству жителей, переселенных на освобожденные от оккупации территории. К ноябрю текущего года обеспечено занятостью 7027 жителей: в том числе 4836 человек обеспечены работой за счет вакансий, 589 человек охвачены программой самозанятости и создали на этой базе небольшие семейные хозяйства, еще 1185 самозанятых имеют статус индивидуальных предпринимателей.

Здесь уместно особо отметить важную роль проводимой в Азербайджане программы поддержки самозанятости: по оценкам Всемирного банка, по показателю охвата населения в данной сфере наша страна однозначно лидирует в регионе Южного Кавказа. Распоряжение главы государства «О дополнительных мерах в сфере обеспечения самозанятости населения» в 2016 году стало точкой отсчета для начала реализации в стране наиболее массовой программы финансирования микробизнеса. Число вовлеченных в программу самозанятости граждан последовательно возрастало, увеличившись с 1232 человек в 2017 году до более чем 17,3 тысяч человек в 2023 году. Согласно прогнозам, в 2025 году Азербайджан планирует привлечь к программе самозанятости еще 9,2 тыс. граждан, а в целом за девять лет в программу самозанятости были вовлечены более 95 тыс. безработных и ищущих работу граждан. В рамках программы самозанятости микропредпринимателям и их семьям передаются инвентарь, оборудование, финансовые средства для развития пасек, малых животноводческих ферм, реализации проектов в других направлениях аграрного сектора, а также создания небольших сервисных и торговых объектов и т.д. Эту категорию микробизнеса обеспечивают консультациями специалистов для разработки перспективного бизнес-плана и предоставлению базовых знаний в области налогового учета.
«В Азербайджане число лиц, охваченных программой самозанятости, до конца 2026 года превысит 110 тысяч человек», — заявил недавно депутат Милли Меджлиса Муса Гулиев в ходе обсуждений законопроектов «О бюджете Государственного фонда социальной защиты на 2026 год» и «О бюджете Фонда страхования от безработицы на 2026 год». По словам депутата, в будущем году 77 млн манатов или 28,9% расходов Фонда страхования от безработицы (ФСБ) будут направлены на финансирование мер по самозанятости: «В 2026 году за счет средств фонда планируется привлечь к программе самозанятости 8 тыс. человек, еще 7 тыс. человек — по соглашению со Всемирным банком».

К сожалению, сфера самозанятости также сталкивается с определенными проблемами: так, индивидуальные бизнес-начинания сравнительно успешны в начальной стадии акселерации, в период активной поддержки госструктур. Однако в последующий период определенная часть самозанятых в Азербайджане не в состоянии выдержать заложенный в бизнес-плане уровень рентабельности и сталкивается с низкой доходностью и отсутствием стабильности, что со временем вынуждает их прекращать проект. Самозанятые также сталкиваются с проблемами при получении банковских кредитов из-за сложных процедур, требований ликвидного залога и недостаточной суммы займа. Обойти связанные с банками сложности можно, обратившись к небанковским кредитным организациям (НБКО), однако в силу высокого уровня рисков при беззалоговом кредитовании процентные ставки и комиссии у НБКО держаться на уровне 30%, а иногда и выше. Также в сегменте самозанятости есть ограничения, связанные с невозможностью нанимать работников по трудовому договору, а также с лимитами по доходам, превышение которого переводит их в категорию плательщиков НДС. Некоторые виды торговой деятельности также не доступны данному сегменту: например, самозанятым запрещено продавать подакцизные товары – алкоголь и табачные изделия, а также лекарства.
В целом, самозанятость как отдельный вектор деятельности в нашей стране еще сравнительно новое направление, поэтому нормативно-правовая база в этой сфере и некоторые вопросы администрирования остаются не до конца урегулированными. Остается надеяться, что усилиями Госагентства занятости будут приложены определенные усилия для совершенствования деятельности самозанятых субъектов микробизнеса.







