Брюссель под тенью Монте Мелконяна ЕС поддерживает героизацию террористов?
На армянской политической площадке непочатый край радости. Вызванной, однако, далеко не тем, что Армения вдруг стала реально независимой страной, отказавшись быть объектом мировой политики. А всего лишь по причине информции о том, что ожидается подписание меморандума о предоставлении Военно-спортивному училищу имени Монте Мелконяна статуса члена Ассоциации военно-спортивных училищ Евросоюза. Что, мол, должно позволить учащимся «знакомиться с передовым европейским опытом, обмениваться образовательными программами, организовывать совместные курсы, проводить обмен студентами».
Ну радуются этому наши географические соседи, да и ладно. Это их внутреннее, так сказать, дело. Нравится им чествовать террористов, что тут поделаешь. Другое дело, что в свете распространенной информации возникает вопрос в корне иного рода. Неужели соответствующие структуры Брюсселя не удосужились уточнить, чье имя носит данный армянский лицей, который они запланировали включить в эту самую европейскую ассоциацию? Ладно еще, если не удосужились. А может, происходит в корне наоборот? Они знают и потому принимают такое решение?
Гипотетически допустим, что директорат (или как там их…) Ассоциации не в курсе террористической деятельности Монте Мелконяна, то есть лица, чье имя носит военно-спортивный лицей Армении, которую он вел в Карабахе в начале 1990-х годов против мирного азербайджанского населения, за что и получил звание «национального героя Армении». Но ведь они уж точно должны иметь представление о печально известной террористической организации «Армянская секретная армия освобождения Армении» (ASALA, АСАЛА), по словам экс-руководителя разведструктуры Румынии Ионы Михая Пасепы, в 1975 г. инспирированной органами КГБ и организовавшей «многочисленные теракты против США в Западной Европе» (путем проведения нечеловеческих акций со смертельным исходом против турецких дипломатов). А значимым участником АСАЛА как раз и был тот самый Монте Мелконян, в 1985 г. арестованный за совершение теракта во Франции. Вот после освобождения он и оказался в Карабахе.

Идем дальше и задумываемся, насколько первые лица Ассоциации военно-спортивных училищ Евросоюза, да и в целом непосредственно ЕС, согласятся, чтобы имя террориста, воевавшего против безоружных турок и азербайджанцев, фигурировало в преломлении к серьезной структуре? Хотя, быть может, Брюссель в очередной раз продемонстрирует собственную приверженность даже не двойным или тройным стандартам, а отсутствию таковых в целом.
Говорим мы об этом не на пустом месте, так как наши вопросы зиждутся на направленности ряда европейских документов. Таких, как, скажем, резолюция ПАСЕ за N1344 от 2003 г., которая, констатировав убежденность данной структуры в недопущении создания государствами условий для восприятия экстремизма «нормальным явлением», актуализировала важность нейтрализации его воздействия благодаря применению «надлежащих политических и административных мер по защите верховенства закона, основанного на соблюдении демократических принципов и прав человека». Обратим внимание, речь в документе идет об экстремизме, значит, с террористической линией ситуация должна быть еще строже и ответственнее, не так ли?
Как усматривается, это в Брюсселе прекрасно понимают. В подтверждение чего можно без проблем окунуться в год 2016-й, когда Еврокомиссией был представлен План действий по усилению борьбы с финансированием терроризма. И пусть в данном разрезе говорилось о спонсировании террористов, но разве идеологическое продвижение терроризма не является угрозой для европейцев?
А если вспомнить громогласное объявление годичной давности по линии Совета Евросоюза об укреплении совместных усилий по борьбе с терроризмом, включая использование «общих инструментов для обеспечения безопасности граждан, от обмена информацией и обеспечения безопасности границ до пресечения финансирования терроризма и предотвращения радикализации»? К тому же принятое коммюнике зафиксировало, что «терроризм и насильственный экстремизм продолжают представлять значительную угрозу для ЕС и его государств-членов».
Весьма симптоматично, что в те же сроки (декабрь 2024 г.) эксперт анкарского Центра исследований Евразии (AVİM) Хазел Чаган Эльбир актуализировала отказ Армении от основанной на искаженной истории и героизации терроризма политики в отношении соседних стран, на смену чему должен заступить курс на мир и сотрудничество в регионе. «Если государство столь ценит террориста [Мелконяна], что называет его именем военные лицеи, — резюмировала Эльбир, — то это является прямой угрозой для стран региона».
Ну что, нужны еще какие-то дополнительные данные для осознания в соответствующих европейских организациях факта недопустимости наличия фигуры террориста Монте Мелконяна в преломлении к Ассоциации военно-спортивных училищ Евросоюза?

Пока Брюссель размышляет, вспоминается цитата из Мелконяна, на которую с упоением ссылаются многие армянские порталы: «Мы не имеем право проиграть, мы должны понимать, что эта война должна завершиться только нашей победой, другого варианта быть не может». И что? Не оказалось «вариантов»? Наверняка уж информацией о том, как завершилась Отечественная война азербайджанского народа 2020 года, Брюссель владеет, в чем сомнений быть не может. Значит, в ЕС, даже если и не вслух, но прекрасно отдают себе отчет в том, что Азербайджан ни на грамм не нарушил какого-либо принципа международного права. К тому же наша страна, всегда следуя этим нормам, борется с проявлениями терроризма по всем направлениям. Что, надеемся, мы увидим и со стороны Брюсселя, в том числе в преломлении вступления в Ассоциацию военно-спортивных училищ Евросоюза армянского военно-спортивного лицея, носящего имя террориста по фамилии Мелконян.
В заключение отетим, что представители организаций гражданского общества Азербайджана уже направили обращение верховному представителю Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, вице-президенту Европейской комиссии Кае Каллас, специальному представителю ЕС по Южному Кавказу Магдалене Гроно, руководителю представительства ЕС в нашей стране Марияне Куюнджич, в котором подчеркнули, что новость о вступлении Армянского военно-спортивного лицея имени армянского террориста Монте Мелконяна в Ассоциацию военно-спортивных училищ ЕС вызвала широкое недоумение и недовольство азербайджанской общественности. В обращении также с сожалением отмечалась продолжающаяся героизация лиц, участвовавших в вооруженной оккупации территорий Азербайджана Арменией и обвиняемых в тяжких военных преступлениях, включая Монте Мелконяна, и двойственного подхода ЕС к Азербайджану, особенно в вопросах территориальной целостности и государственного суверенитета.
«В частности, семьи пропавших без вести в Азербайджане спрашивают: как структура, названная в честь Монте Мелконяна, чье наследие и деятельность связаны с массовыми убийствами, может продвигаться на платформе, поддерживаемой ЕС? Мы призываем Европейский Союз пересмотреть этот неуважительный шаг и расторгнуть соглашение, заключенное со структурой, названной в честь террориста», - говорится в обращении.







