Сомнительная номинация для криминальных личностей Статья Тараса Кузио в National Interest
В американском журнале The National Interest опубликована статья Тараса Кузио, посвящённая выдвижению кандидатуры армянского олигарха, бывшего «государственного министра» канувшей в лету сепаратистской хунты в Карабахе Рубена Варданяна на Нобелевскую премию мира. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Тарас Кузио – профессор политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия».
«Нобелевская премия мира, которую газета The New York Times нарекла «премией войны», когда её присудили госсекретарю США Генри Киссинджеру в 1973 году за неустанную поддержку обреченных на провал операций американцев во Вьетнаме и Камбодже, редко обходится без споров.
Среди сомнительных лауреатов – премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али (2019), который в своей речи по случаю вручения премии за несколько месяцев до убийства сотен тысяч эритрейцев пообещал «трудиться во имя мира каждый день», и Барак Обама (2009), который к моменту вручения премии в Стокгольме приказал увеличить численность войск в Афганистане на 30 000 человек. Между тем, галерею международных изгоев из числа бывших номинантов возглавляют Адольф Гитлер, Бенито Муссолини и Иосиф Сталин.
К этому славному списку добавился не столь известный Рубен Варданян – российский олигарх армянского происхождения. По данным OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности), Варданян попал под американские санкции за отмывание 4,6 миллиарда долларов через печально известную компанию «Тройка Диалог».
Среди других заслуг Варданяна можно назвать санкции, недавно введённые украинским правительством. Выяснилось, что он причастен к компании «Волга-Днепр», занимающейся грузовыми авиаперевозками и вовлеченной в материальную поддержку действий, направленных на подрыв или угрозу территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины.
Варданян - не единственный номинант 2024 года, вызывающий недоумение: он присоединился к списку, в который странным образом вошли Джулиан Ассанж и Илон Маск. Заметные и интересные персонажи, конечно, но читатели, возможно, согласятся со мной, что было бы немного странно считать их величайшими поборниками мира.
Возникает вопрос: почему Нобелевский комитет позволяет таким образом запятнать свою репутацию?
Ответ до странности прост: правила комитета не позволяют блокировать подрывающих репутацию номинантов. На самом деле, список тех, кто имеет право выдвигать свою кандидатуру на премию мира, настолько обширен, что в него входят все профессора «социальных наук», а также юристы, председатели аналитических центров, неподотчетные НПО и политики (вне зависимости от существующего режима, а значит, ни одна страна не может быть исключена).
Чтобы получить почетный статус номинанта на Нобелевскую премию мира, достаточно выдвинуть свою кандидатуру. И хотя сам комитет по присуждению премий не объявляет имен, ничто не мешает кандидату или лоббисту похвастаться сфабрикованной номинацией.
Этот простой факт объясняет то, почему такой человек, как Варданян, оказался в центре внимания. Никто в здравом уме не верит в то, что его кандидатура имеет хоть малейший шанс на серьезное рассмотрение. В настоящее время он находится под арестом в Азербайджане за разжигание межэтнической вражды во время своего пребывания на должности «госминистра» незаконного и ныне распущенного режима в Карабахе.
Процесс номинации превратился в развлечение для пиарщиков с нулевыми издержками в целях политического озорства. В Средние века дела обстояли лучше, когда католическая церковь выдавала индульгенции за грехи нечестивых и богатых. По крайней мере, Ватикан получал за это огромные денежные выплаты. В то время как Нобелевский комитет просто выплачивает деньги и при этом выглядит глупо.
Американский композитор Том Лерер назвал день, когда Киссинджер получил премию мира, «днем смерти сатиры». И все же, несмотря на противоречивых лауреатов, Нобелевская премия мира на бумаге сохраняет поистине благородную миссию, изложенную в завещании основателя: «Признание заслуг человека или организации, которые принесли наибольшую пользу человечеству в области защиты мира». Вместо этого учреждение, обладающее огромным потенциалом для достижения благих целей, позволило превратить себя в место для неблаговидных пиар-трюков.
Сторонники Нобелевского института могут с некоторой долей справедливости отметить, что он уже принял меры для устранения некоторых причин, наносящих ущерб его репутации. Удар, нанесенный катастрофическим коррупционным скандалом 2018 года с участием членов комитета, привел к тюремному заключению, временному лишению премии и масштабной чистке.
Теперь настало время для других, более радикальных перемен. Комитет должен переписать собственные правила, сократить список тех, кто имеет право выдвигать свою кандидатуру, и предотвратить использование номинаций в качестве пиар-акции для неблаговидных целей. Говоря словами одной политической кампании, он должен вернуть себе контроль. Альтернативой служит слепое продвижение вперед в качестве полезного идиота, что в конечном итоге приведет к еще большему фарсу, скандалу и забвению», – написал Тарас Кузио.
Перевод: Фарах Мамедли