А что если? Размышления Эмина Галалы
Давайте станем провокаторами. Не в плане подстрекания к преступным деяниям или превращения в тайных агентов. В смелых прогнозах на 2026-й.
Ведь за последние месяцы произошло столько доказывающего, что невозможного нет, немыслимое мыслимо, а «нельзя» — это очень даже «можно». Так вот, представим: США и Европа все больше отдаляются на фоне разногласий от прав человека до кризиса в Украине. Казавшийся незыблемым альянс распадается (он уже трещит по швам, а швы расходятся) с большим количеством предсказуемых и непредсказуемых последствий, включая новые возможности для России и Китая, снос архитектуры международного управления, включая ООН. Кстати, об ООН — американцы рассматривают участие в данной структуре не в призме абстрактных ценностей, а прагматически. Агентства ООН будут поделены на полезные, бесполезные и вредные.

Украина — мир впервые за десятки лет станет свидетелем закрепления захвата территории силой (не торопитесь с «как впервые, тысячу раз было») с последующим признанием (пусть с оговорками, но суть не меняется) новых границ. Вот где хочется воскликнуть «спасибо, Ильхам Алиев, мы успели вернуть свои земли!». Я не ожидал, что Трампу будет настолько интересен наш регион. В декабре 2025 благодаря этому мы имеем хорошие шансы на нормализацию отношений с армянами. 5 с лишним лет назад это значило бы, что стремящемуся создать благоприятную для бизнеса обстановку Дональду Фредериковичу было бы параллельно, кому на самом деле принадлежит территория. Для Азербайджана мириться с несправедливостью значило бы противостояние с Вашингтоном.
Газа. Тель-Авив действует по принципу «залез на осла — позор, слез — позор вдвойне». Принимая репутационные издержки как неизбежное зло и стараясь смягчить имидж (частично заслуженный, к сожалению) виновника многочисленных жертв среди гражданского населения, Израиль старается удалить опухоль, грозящую стране метастазами. Можно спорить, кто какую роль сыграл в ее образовании, но она есть, и Израиль ее не намерен более терпеть. Выглядит все это ужасно.

Палестинский вопрос перестал быть «моментом истины» для арабской улицы. Она стала другой после «арабской весны». Уроки Сирии, Ливии, Йемена усвоены, и разве что полные отморозки-радикалы готовы рисковать стабильностью своих стран ради эфемерных идеалов мусульманского братства. Если уж традиционно догматичная Саудовская Аравия разворачивается к миру лицом, то авангардные Эмираты, Катар, Бахрейн и Оман точно не станут «лезть в бутылку». А «иже с ними» (Ирак, Ливан и прочие) вообще не за столом, а в меню.
Латинская Америка столкнется с ренессансом правых сил. Если кто думает, что активнейшая помощь США Аргентине — это итог дружбы Трампа и Милея, потому что он для Трампа всех милее, — дудки. Это открытая демонстрация формулы «вы мне угодного кандидата в кресло главы государства, а я вам (то есть гражданам) денежку и поддержку повсеместно».

Вновь вспыхнут – никто не знает когда, но обязательно вспыхнут – красные лампочки для Канады (51-й штат США, не забыли?) и Гренландии (она нам честно нужна, признаются в Белом Доме). Член семьи президента Трампа был прав, когда говорил, что никто не может предсказать его механизмы принятия решений. Мы об этом писали. Более того, уверен, этого не знает даже сам президент США! Гениальный хаос – интересный алгоритм.
Венесуэлу Дональд дожмет. Не может не дожать. Чтобы неповадно было. Это вам не Обама, заявивший, что дни Асада сочтены, после чего Асад все же задержался на должности. Ненадолго. Каких-нибудь 13 лет. Дональд такого не допустит. Хотя бы потому что «я сказал, Мадуро уйдет!!!»

Иран – Белый Дом обязательно вспомнит экзистенциального мальчиша-плохиша. Как напрямую, так и через мягкое обаяние Израиля, для которого Иран «такую неприязнь испытывает, что даже кушать не могу». Именно этим частично объясняется бурный роман США с новым сирийским руководством.
Но что мы всё про США да США! Я вот почему-то ожидаю стремительных событий в политическом истеблишменте Великобритании. Каких? Точно не скажу. Но чую, что-то грядет. Внеесовская Англия на фоне разногласий с заокеанскими друзьями должна решать много противоречий как дома, так и вне его. А на фоне политизированной, в том числе иммиграционными проблемами публики (это, правда, не только в Англии) такие решения могут привести к более серьезным проблемам.
2026-й грозит ростом терроризма. В том числе и по только что отмеченным иммиграционным причинам. Приезжие из дальних далей всегда были благодатной почвой для вербовки террористов. Тотальное отторжение местным социумом и надвигающаяся депортация не могут не усилить такие тенденции. Виноваты ли те, кто их впустили, или те, кто не смогли добиться их интеграции, плюс потом решили их вышибить — об этом можно спорить на обломках на месте новой атаки смертников. Хотя лучше вести спор в зале суда, где преступников будут судить до совершения ими преступления. Но это как повезет (вопрос к спецслужбам).
Вместо «жили-были» будет «жили-бИли». Вместо «война и мир» — «война и мЫ». Если бы в мире существовала глобальная служба спасения, при попытке дозвониться в трубке раздавалось бы: «К сожалению, все наши бригады на вызовах. Если в течение месяца вас не убьют, вы не умрете с голода, не утонете, вас не затопят поднимающиеся воды океана и не снесет очередным ураганом, звоните снова. Но никаких гарантий, что наша служба еще будет работать».

Россия — при всех проблемах Кремль доказал, что можно делать что хочешь при ограниченных последствиях. И пусть сегодня варианты продолжения украинской «прогулки» невозможны (на них у Москвы объективно нет сил), то лет через 5–7 предметом яростных споров может стать, например, Калининград. Или балтийские страны.
Африку штормит. И пусть ее называют центром будущего для всего человечества, с настоящим туговато. А принимая во внимание сокращение финансовой халявы и неспособность большинства правящих элит континента взять на себя ответственность за будущее, всё становится еще печальнее. Нет, есть, конечно, исключения, но их не так много. И с ними лучше дружить, потому как их роль будет расти по мере погружения континента в хаос.
О, Афганистан! Запах пыли и пороха. Вежливые люди с милыми улыбками, которые в массе своей готовы сожрать заживо всё, что не укладывается в их понятия «что такое хорошо и что такое плохо». И люди эти умны. И сегодня они понимают, что если решат наведаться к соседям, то уже не успевающий ни на что реагировать остальной мир не поспешит на помощь тем, кому не повезло граничить с этой великой в своей ужасности стране.
Перечитал написанное, и самому стало не по себе. Грустно. Нужно добавить надежду, повод для оптимизма. Ведь может быть еще хуже. Хотите оптимизм? Обязательно будет!







