Армяно-французский тандем против мирной инициативы Лондона Дипломатическая аморальность сестер
Почти все мировые новостные агентства сообщили об отказе Еревана от предложения Великобритании провести встречу глав Азербайджана и Армении на полях IV саммита Европейского политического сообщества (ЕПС) в Лондоне. Скандальность данного армянского шага проявилась, наряду с другими нюансами, в том, что открытие встречи возлагалось на нового британского премьера Кира Стармера, с ее дальнейшим продолжением между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном (как это имело место в рамках Мюнхенской конференции по безопасности при участии канцлера Олафа Шольца. И, кстати, в последующем Армения попыталась сорвать процесс, выдвинув против Азербайджана необоснованные обвинения и проявив неуважение к усилиям Берлина).
С распространением данной информации экспертные сообщества тут же начали выдвигать версии и причины происшедшего. Ряд экспертов посчитали демарш Пашиняна якобы его «решительным» ответом на заблокирование Великобританией в ноябре 2020 г. согласованной сопредседателями пресловутой Минской группы ОБСЕ антиазербайджанской резолюции в СБ ООН. При этом констатировалось, что в 2022 г. армяно-французский сестринский тандем попытался продавить в СБ ООН очередной антиазербайджанский пасквиль в преломлении к мирным акциям азербайджанских эко-активистов на дороге Лачин-Ханкенди. Но в результате активного несогласия с представленным заявлением, в том числе и Великобритании, Франция вынуждена была изъять документ с повестки СБ ООН.
Эксперты, считающие вышеприведенную версию основной в аспекте отказа Пашиняна от встречи с Алиевым в столице Великобритании, также обращают внимание на геополитическую близость Баку и Лондона. В частности, ими приводятся такие цифры, как инвестирование Великобританией в экономику Азербайджана на начало 2024 г. в общей сложности 83 млрд долларов. В 2023 г. объем торгового оборота между странами достиг почти 800 млн долларов. Параллельно подчеркивается, что непосредственно BP (Бритиш Петролеум) является основной британской компанией, работающей в нефтегазовом секторе Азербайджана. С ней же Баку в 2018 г. подписал «Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в области использования возобновляемых источников энергии». А в 2021 г. соответствующие ведомства двух стран подписали «Меморандум о сотрудничестве в области перехода на чистую энергию».
Без сомнений, аналитики могут выдвигать различные точки зрения на те или иные события. Следовательно, и вышеприведенное мнение имеет право на существование. Однако, если взглянуть на развитие армяно-британских отношений за два последних года, то даже с натяжкой очень сложно говорить об отсутствии взаимопонимания между Ереваном и Лондоном и якобы имеющей место армянской обиде на Англию. Наверняка, читатель, ознакомившись с идущей следом информацией, убедится в этом.
Осенью 2023 г. Армения и Великобритания подписали программу сотрудничества в военной сфере на 2023–2024 гг. Тогда же состоялось первое заседание Стратегического диалога Армения – Великобритания, в рамках которого было заявлено, в том числе, о расширении связей двух стран в сфере торговли и безопасности.
В начале марта 2024 г. официальный Лондон в лице замминистра обороны Великобритании Джеймса Хиппи, признав решение Армении о заморозке членства в ОДКБ «реализацией [ею] суверенного права», пообещал Еревану поддержку «перед лицом исходящих от России угроз и ответных мер».
В середине марта Армения и Великобритания обсудили перспективы укрепления сотрудничества в оборонной сфере, «отражающие общую решимость двух стран в поддержании мира и безопасности». В конце марта в Лондоне, в рамках сотрудничества между государствами все в той же сфере обороны, прошли обсуждения на тему борьбы с коррупцией.
В апреле с. г. The Times сообщила об обсуждении Великобритании с Арменией, Кот-д'Ивуаром, Коста-Рикой и Ботсваной договора об отправке нелегальных мигрантов в эти страны (отмечалось, что «технические переговоры» с Ереваном Лондон начал еще осенью 2023 г.). Однако, пресс-секретарь армянского МИД Ани Бадалян, заявив, что Ереван и Лондон «имеют широкую повестку политического диалога», отвергла наличие «предметных или технических переговоров» по данному вопросу. А 15 июня в поздравительном послании экс-премьеру Великобритании Риши Сунаку Пашинян заявил о приверженности Армении «углублению двустороннего сотрудничества в соответствии с духом стратегического диалога между государствами на благо наших стран и дружественных народов». Вслед за чем армянский премьер добавил, что «отношения между Лондоном и Ереваном в последние годы динамично развиваются».
Таким образом, налицо – вполне ровные отношения между Арменией и Великобританией, где уж точно, во всяком случае, за последние полтора-два года, не проявилось какого-то непонимания. Следовательно, у Еревана должны были бы быть какие-то иные соображения по бойкоту предложения Лондона о встрече Ильхама Алиева и Никола Пашиняна. И здесь на поверхности начинает светиться фигура никого иного, как Эммануэля Макрона. Вспоминаем, что еще в 2022 г. президент Франции заблаговременно объявил о планах наложить вето на назначение тогдашнего британского министра обороны Бена Уоллеса на должность генсека НАТО, «как и любого другого представителя Великобритании». Депутат от британской Консервативной партии Эндрю Бриджен прокомментировал ситуацию таким образом, что «хотя англофобия Макрона разочаровывает, он, по крайней мере, последователен».
Идем дальше и обращаем внимание на то, что в октябре 2023 г. на полях саммита ЕПС в Гранаде (Испания) предполагалось подписание ключевого для всего форума документа между Азербайджаном и Арменией, видимого в качестве основы официального взаимного признания территориальной целостности двух стран и заключения соглашения о делимитации границ и мирного договора. Однако Ильхам Алиев отказался от участия из-за категорического несогласия Эммануэля Макрона с его предложением о подключении к переговорам Реджепа Тайипа Эрдогана. Не поехал в Гранаду и президент Турции. Как следствие, Пашинян на встрече с ЕС, Германией и Францией подписал декларацию без Азербайджана, что, конечно же, явилось мощнейшим ударом по амбициям Макрона.
А отсюда и вопрос: не официальный ли Париж призвал свою младшую ереванскую сестру к отказу от предложения Лондона, чтобы Великобритания не выглядела более успешным государством на пути продвижения подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, нежели Франция? Тем более что в преломлении к позиции Макрона по отношению к кандидатуре Уоллеса на пост генсека НАТО мы увидели проявление никуда не сошедшего с геополитической арены вечного противостояния между Лондоном и Парижем. Отсюда и неуважение, и дипломатическая аморальность Пашиняна по отношению к Великобритании. И, очевидно, французские уши видны в срыве Пашиняном мирной инициативы Великобритании.
А мог ли Ереван проигнорировать просьбу старшей французской сестры о том, чтобы не подсобить Лондону в контексте усиления международного авторитета Великобритании?
Выводы – за читателем.
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az