Atalayar.com: Среди иранских священнослужителей ширится протест против казней протестующих Перевод Caliber.Az
На испанском сайте Atalayar.com опубликована статья, освещающая последние события в Иране. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
Тринадцать недель протестов в стране, где абсолютно не считаются с правами человека, не могли повлечь за собой иных последствий. После приведения в исполнение первой смертной казни иранское правительство казнило ещё одного борца за права женщин. Нынешние демонстрации превратились в крупнейшее народное восстание. Отметим, что разгневанные иранцы – выходцы из разных слоев населения бросают в эти недели самый мощный вызов властям со времен клерикальной революции 1979 года.
В дополнение к списку осужденных иранская судебная система сообщила, что еще 28 человек приговорены к казни за участие в демонстрациях и за провокацию «беспорядков». Среди них иранский профессиональный футболист Амир Наср Азадани – он был арестован за публичную защиту прав и свобод женщин. Согласно последним данным неправительственной организации Iran Human Rights (IHR), в ходе подавления демонстраций погибло по меньшей мере 458 человек, а 15 000 человек были арестованы.
По данным же Amnesty International, Иран готовится казнить 22-летнего Махана Садрата после несправедливого ускоренного судебного процесса, в ходе которого он был признан виновным в том, что достал нож во время демонстраций. Приговоренный к смертной казни 3 ноября, он был переведен в тюрьму «Раджаи Шахр» в Карадже, что внушает опасения о предстоящей казни, предупреждает базирующаяся в Великобритании НПО. По данным IHR, этот приговор был подтвержден Верховным судом. Следовательно, он точно будет приведён в исполнение.
Amnesty International также предупредила, что жизнь другого человека, Саханда Нур Мохаммадзаде тоже находится под угрозой, так как 6 ноября он был приговорен к смертной казни за «снос перил автострады и сжигание мусора и покрышек». AI и IHR также сослались на дело врача Хамида Гарехасанлу, который, по их словам, подвергался пыткам в заключении, а его жену заставили дать против него ложные показания. По мнению директора IHR Махмуда Амири-Могаддама, международная позиция должна быть более решительной, чем когда-либо, чтобы пресечь подобные случаи. Несколько западных стран, Европейский Союз и ООН выразили недовольство по поводу казни Мохсена Шекари – первого казненного за участие в демонстрациях.
Тот факт, что с момента предъявления обвинения до вынесения приговора прошло всего 23 дня, отражает тяжелое положение режима. Али Хаменеи все больше обеспокоен ситуацией. Среди священнослужителей растет протест против казней протестующих. Член Ассоциации преподавателей семинарии в Куме Муртаза Моктадаи сказал, что «если кто-то имеет право протестовать против текущей ситуации, а власти препятствуют демонстрации, то мы называем этого человека бойцом. Он не должен быть приговорен к смерти».
Религиозный авторитет Мохаммад Реза Рахмат заявил, что вынесение приговора за такие преступления, как запугивание людей, перекрытие улицы и нанесение телесных повреждений, носит политический характер. Другой член клира Мохсен Кадивар назвал Хаменеи главным лицом, ответственным за вынесение и исполнение смертных приговоров. Он сказал, что «лидер оказал давление на руководителей судебной системы, чтобы те вынесли смертные приговоры протестующим. В любом случае, нет сомнений в том, кто стоит за этими казнями».
В свою очередь, лидер суннитов Ирана Абд аль-Хамид призвал правящие власти прекратить казни протестующих, подчеркнув, что тем самым «они усиливают ненависть народа к правящим кругам».
«Международное сообщество, в том числе ЕС, примут все возможные меры для поддержки молодых женщин и мирных демонстрантов», - заявил глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель. Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок также заявила: «Мы вводим санкции против тех, кто несет ответственность за казни и насилие над невинными людьми, а именно против КСИР».
По данным Amnesty International, Иран - страна, стоящая на втором месте после Китая по количеству исполненных смертных приговоров. В 2022 году уже было казнено более 500 человек. Кроме того, организация осудила тот факт, что многим из 2000 обвиняемых в протестах вынесены смертные приговоры в ходе, как она выразилась, «фиктивных судебных процессов, призванных запугать участников народного восстания, потрясшего Иран».
Перевод: Фарах Мамедли