Всем фейкам вопреки Пезешкиан расставил все точки над «i»
В Азербайджане проходит масштабное мероприятие международного уровня — 17-й саммит Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Этот форум смело можно назвать историческим событием и по масштабу, и по представленности участвующих в нем высоких гостей, а главное — потому, что он проходит в Карабахском регионе Азербайджана, в Ханкенди — городе, из которого сравнительно недавно были изгнаны ошметки сепаратистского режима.
В сентябре 2023 года Азербайджанская армия менее чем за сутки вынудила армянские вооруженные бандформирования сложить оружие и взяла под контроль все ключевые точки — и сепаратистское руководство капитулировало. В результате этой однодневной антитеррористической операции Азербайджан полностью восстановил свой суверенитет.
Сегодня освобожденный и стремительно возрождающийся Ханкенди принимает высоких гостей из стран ОЭС, в том числе из Турции, Пакистана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и других стран. В качестве наблюдателя в саммите участвует и делегация Турецкой Республики Северного Кипра.
Однако особенно символичным стал приезд в Ханкенди президента Исламской Республики Иран Масуда Пезешкиана, самолет которого приземлился в Международном аэропорту Физули, являющемся еще одним символом нашей победы. Здесь высокого гостя встречали министр культуры Азербайджана Адиль Керимли и другие официальные лица. В честь прибытия Пезешкиана был выстроен почетный караул как знак уважения и признания важности визита.
То, что президент Ирана прибыл на саммит в Ханкенди, это не просто дипломатический жест. Это — четкий и недвусмысленный месседж международному сообществу: Иран признает суверенитет Азербайджана над всей его территорией, включая Карабах. Так что все спекуляции на данную тему, активно тиражировавшиеся в армянских, российских и иных зарубежных медиа, можно смело отправить на свалку политических фейков.
Не секрет, что последние месяцы ознаменовались новыми витками информационной войны против Азербайджана. В контексте эскалации вооруженного конфликта между Израилем и Ираном звучали откровенно провокационные заявления, направленные на искажение реальной картины отношений между Баку и Тегераном.
Напомним, что с самого начала нового витка израильско-иранского противостояния официальный Баку занял принципиально честную позицию. Так, глава МИД АР Джейхун Байрамов недвусмысленно озвучил официальную позицию нашей страны в разговоре с иранским коллегой Сеидом Аббасом Арагчи: «Азербайджан не предоставлял и не предоставит свое воздушное пространство или территорию какой-либо стране для нанесения ударов по третьей стране, включая соседний и дружественный Иран».
Далее. На 51-й сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества глава азербайджанского внешнеполитического ведомства заявил, что Азербайджан обеспокоен «расширением географии напряженности на Ближнем Востоке, в том числе военными операциями против соседнего Ирана», и подчеркнул, что Баку «призывает к восстановлению дипломатического процесса на основе норм и принципов международного права».
Однако, несмотря на столь ясную и однозначную позицию Баку, не обошлось без ложки дегтя. Так, посол Ирана в Армении Мехди Собхани позволил себе ряд неуместных, если не сказать абсурдных, высказываний. Он, в частности, заявил следующее: «Тегеран располагает информацией о том, что во время конфликта между Израилем и Ираном небольшое количество израильских беспилотников проникло на территорию Ирана из соседних стран, в частности из Азербайджана».
Официальный Баку категорически отверг эти необоснованные и провокационные заявления Мехди Собхани. «Азербайджанская Республика категорически отвергает утверждения об использовании ее воздушного пространства или территории каким-либо государством для осуществления военных операций против соседней Исламской Республики Иран или какой-либо другой страны. Такие утверждения необоснованны, и никаких весомых доказательств этому нет. Мы ждем, что Иран предотвратит подобные шаги, не соответствующие духу наших отношений, а также предпримет необходимые меры в связи с заявлениями, высказанными послом, который, вместо того чтобы представлять свою страну, регулярно демонстрирует проармянскую позицию», — заявил тогда начальник управления пресс-службы МИД АР Айхан Гаджизаде.
После этого Собхани кардинально изменил позицию, заявив, что официальной информации «об использовании азербайджанской территории нет, и основываться только на данных СМИ нельзя». Таким образом, иранский дипломат признал свою неправоту.
Официальные Баку и Тегеран нацелены на то, чтобы с уважением относиться к национальным интересам друг друга и углублять торгово-экономические и политические связи. И приезд президента Ирана Масуда Пезешкиана в Ханкенди — яркое подтверждение твердого намерения двух государств следовать этому курсу.