Иранская дипломатия на фоне перемен на Южном Кавказе О чем будет говорить в Ереване Пезешкиан?
Президент Ирана 18–21 августа посетит Армению. Как сообщают армянские СМИ, в рамках трехдневного визита Масуд Пезешкиан примет участие в бизнес-форуме, который пройдет в Ереване с участием представителей иранской промышленности, дорожного строительства, сельского хозяйства, инженерных услуг и т.д. Однако, несмотря на экономическую повестку, визит вызывает ряд вопросов особенно в свете состоявшейся 8 августа в Вашингтоне встречи лидеров Азербайджана, Армении и США. Напомним, что по ее итогам состоялось подписание Совместной декларации, в которой, в том числе, говорится об открытии Зангезурского коридора и передаче управления этой транспортной артерией Соединенным Штатам на условиях аренды сроком на 99 лет.
Проект Зангезурского коридора всегда вызывал в Иране негативную реакцию, особенно со стороны консерваторов из близкого окружения Али Хаменеи, в частности, КСИР, тех, кто традиционно занимает антиазербайджанскую и антиамериканскую позицию. После вашингтонской встречи их неприятие достигло своего апогея. Советник верховного лидера ИРИ Али Велаяти вообще пообещал «заблокировать» поддерживаемый США коридор через Зангезур «с Россией или без нее». Он назвал проект «угрозой территориальной целостности» Армении и безопасности региона, сравнив «арендную» идею главы Белого дома с Панамским каналом, и даже пригрозил, что коридор станет кладбищем для «наемников Трампа».
В унисон ему выступил заместитель командующего КСИР по политическим вопросам генерал Джавани. По его словам, Тегеран не допустит создания «американского коридора» у своих границ и будет «силой оружия» мешать американским планам.
На фоне этих высказываний теократов-консерваторов более сдержанно и адекватно звучат заявления иранского президента.
«Все не так, как преувеличивают в новостях. Требования Исламской Республики, связанные с этим маршрутом, были учтены», – заявил Пезешкиан, не преминув при этом отметить, что важные для Тегерана вопросы территориальной целостности и свободного пути в Европу или на север были в Вашингтоне приняты во внимание.
Иными словами, он дипломатично сгладил эти острые углы противоречий вокруг Зангезурского коридора, демонстрируя взвешенный подход и политическое здравомыслие по этому вопросу. Это – во-первых.
Во-вторых. Несмотря на то, что Тегеран традиционно выступал в вопросе открытия Зангезурского коридора с позиции защитника армянских интересов, утверждая, что якобы коридор «нарушит суверенитет и территориальную целостность Армении», и эта тема активно продвигалась в медийном пространстве ИРИ, в действительности иранская сторона преследовала свои интересы. Иран опасался, что Зангезурский коридор существенно снизит его транзитный потенциал и ослабит выход на российский рынок. И сейчас, когда ситуация вокруг транспортного коридора кардинально изменилась, иранская сторона, скорее всего, несмотря на приведенные выше слова Пезешкиана, планирует весьма предметно обсудить в Ереване этот щепетильный момент.
В-третьих, в свете нынешней жесткой конфронтации между Тегераном и Вашингтоном из-за очередных разногласий по иранской ядерной программе присутствие американцев вблизи границ Ирана отнюдь не радует его руководство. Об этом говорил и Пезешкиан: «Единственная озабоченность в том, что эту дорогу будут строить американские компании».
Какими будут результаты визита Пезешкиана, предположить сейчас сложно. Однако можно смело утверждать, что достигнутые в Вашингтоне договоренности однозначно меняют геополитическую конфигурацию на Южном Кавказе: теперь на первом плане только интересы Азербайджана и Армении – как экономические, так и политические.