Москва против мира на Южном Кавказе Не всем по душе ветер перемен
Итоги недавней встречи лидеров Азербайджана и Армении в Вашингтоне с участием Дональда Трампа вызвали вполне ожидаемое недовольство таких региональных акторов, как Россия и Иран. Так, комментируя подписанную Ильхамом Алиевым, Николом Пашиняном и Дональдом Трампом Совместную декларацию и парафирование текста «Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения» министрами иностранных дел двух стран, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что встреча лидеров Азербайджана и Армении в США заслуживает положительной оценки. Однако при этом она не преминула добавить и ложку дегтя, отметив, что до последнего времени Баку и Ереван утверждали, что предпочитают вести диалог напрямую, без внешней помощи.
Не вызывает никаких сомнений тот факт, что негатив с российской стороны вызван главным образом опасениями Москвы по поводу сближения с США двух государств Южного Кавказа. Россия, традиционно считавшая Ереван своим региональным форпостом, опасается окончательно утратить свои позиции в Армении. В силу этого не удивительно, что трехсторонний саммит в Вашингтоне в Кремле однозначно расценили как удар по российским интересам.
Кроме того, РФ крайне недовольна и тем, что ее посредническую миссию в армяно-азербайджанском переговорном процессе перехватили США. Отсюда и периодическое напоминание российской стороной того, что урегулирование между Арменией и Азербайджаном началось при содействии и центральной роли России. И этот месседж Москва адресует не только Баку и Еревану, но и Западу.
В данном контексте заслуживает внимания еще один немаловажный нюанс. После вашингтонской встречи РФ в качестве политического инструмента воздействия на Армению и Азербайджан напомнила о факторе региональных игроков в лице Ирана и Турции, имеющих, по мнению Кремля, непосредственное отношение к процессам на Южном Кавказе.
«Оптимальный вариант для решения проблем Южного Кавказа заключается в поиске и дальнейшей реализации решений, выработанных самими странами региона при поддержке их непосредственных соседей – России, Ирана и Турции. Подключение внерегиональных игроков должно работать на укрепление мирной повестки и не создавать дополнительных трудностей и разделительных линий. Хотелось бы избежать печального опыта западного содействия урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке. Из примеров на Южном Кавказе – присутствие в Армении наблюдательной миссии ЕС, деятельность которой постоянно вызывает раздражение у других регионалов», – отметила в своем комментарии Мария Захарова.
Очевидно, что это заявление представителя российского внешнеполитического ведомства рассчитано на внимание Турции и Ирана. Однако здесь важно отметить, что позиции этих двух государств по армяно-азербайджанской нормализации далеко не тождественны, если не сказать кардинально противоположны. Так, Турция целиком и полностью поддерживает Азербайджан, выступает за открытие Зангезурского коридора и скорейшую нормализацию отношений между Баку и Ереваном, вне зависимости от того, на каком именно треке будет подписан мирный договор.
В свою очередь, для Тегерана такая перспектива идет вразрез с его интересами. Президент ИРИ Масуд Пезешкиан, к примеру, накануне заявил, что Иран поддерживает реализацию Зангезурского коридора, если он не нарушает территориальной целостности государств региона, выразив в то же время обеспокоенность участием в его строительстве американских компаний. Весьма примечательны и резкие высказывания заместителя политического руководителя Корпуса стражей исламской революции генерала Сардара Джауани по поводу вашингтонской встречи.
«Совершенно очевидно, что Иран, Россия и Индия не будут молчать перед лицом этого разрушительного события. И Азербайджан, и Армения в определенном смысле считаются границами безопасности России, и, соответственно, россияне никогда не потерпят присутствия США и НАТО в любой форме и под любым названием в пределах своих границ безопасности», – заявил он.
Однако Москва и Тегеран не учитывают одного весьма весомого фактора: Иран и Индия никогда не были участниками процесса нормализация, а РФ на сегодняшний день уже полностью утратила свою посредническую функцию.
Более того, Армения и Азербайджан еще в марте 2025 года заявляли, что окончательно согласовали мирный договор и готовы к подписанию документа. Еревану надо было лишь выполнить обоснованные требования Баку – дать официальное согласие на роспуск МГ ОБСЕ и внести изменения в конституцию, чтобы исключить из нее территориальные претензии к Азербайджану. И, как продемонстрировали результаты трехсторонней встречи в Вашингтоне, правомочная позиция азербайджанской стороны получила мощную поддержку на американском переговорном треке. Парафирование мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией закрепило тот факт, что Ереван внесет требуемые изменения в Основной закон страны.
Как заявил в своем недавнем интервью представителям азербайджанских медиа президент Ильхам Алиев, после внесения изменений в Конституцию РА мирное соглашение может быть подписано в любое время.
«…Если Азербайджан и Армения парафировали мирное соглашение, то его официальное подписание не должно затянуться», – сказал он.
И этими словами глава Азербайджанского государства подвел логичный и неоспоримый итог вашингтонской встречи.