Наш человек в NASA: Caliber.Az поговорил с Алленом Миркадыровым - ИНТЕРВЬЮ
Аллен Тарлан оглу Миркадыров – азербайджанец, которым поистине нужно гордиться. Более 30 лет он проживает в США, но никогда не забывал свои корни, с любовью и теплом рассказывая американцам, а также представителям других национальностей о своей Родине.
Сегодня он работает в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), мечтает полететь в космос.
Подробнее обо всем этом Аллен Миркадыров рассказал в интервью Caliber.Az.
- Расскажите, когда вы покинули родной Азербайджан?
- В 1991 году мы покинули Азербайджан и переехали в США. Нас направили в город Финикс (Аризону), а через пять лет мы всей семьей переехали на Гавайские острова. В 1997 году я окончил школу и поступил на военную службу в ВВС США. Одновременно меня приняли в военно-воздушную академию, в которой я отучился четыре года и получил звание младшего лейтенанта.
- В каком году вы покинули ряды ВС США?
- В 2007 году я стал гражданским лицом. В том же году поступил в магистратуру на факультет аэрокосмической инженерии в Государственный университет Сан-Диего. Окончив его в 2009 году, у меня появилось много возможностей получить высокооплачиваемую работу в частном секторе, но я мечтал работать в NASA. Подал несколько заявок, и, наконец, в 2010 году меня приняли на работу. Признаться зарплату предложили, куда ниже, чем получал бы в частном секторе, но мне было все равно. Я шел за своей мечтой!
- Кроме вас в NASA еще работают азербайджанцы?
- Да. С одним я дружил, но недавно он покинул нашу организацию. Сейчас в рабочих документах я встречаю родные фамилии, но с ними еще не успел познакомиться лично. Дело в том, что в нашем Центре работает порядка 13 тысяч человек, и далеко не со всеми мы имеем возможность пересекаться.
- Вы отметили, что идете вслед за своей мечтой…
- Да, полететь в космос - моя грандиозная мечта, от которой я никогда не откажусь. Попасть в ряды астронавтов очень сложно, в Америке на эту тему даже шутят: легче попасть в ряды сенаторов или стать президентом. Но несмотря на это, я каждые четыре года подаю свои заявки.
- Когда в последний раз отправляли?
- В прошлом году и пока еще никакого ответа не получил. На Марс до сегодняшнего дня еще никто не летал, что касается кандидатов полета на Луну, то у NASA уже есть свой отряд астронавтов, я же могу полететь туда как волонтер, если мою заявку одобрят. Это произойдет не раньше 2024 года. У США есть намерения построить базу на Луне. И тогда я не упущу своего шанса.
- Есть вероятность, что вы попадете в ряды экипажа, который полетит в 2024 году?
- Да, конечно. Мой опыт участия в экспериментах по условному облету Луны и Марса лишь добавит шансов. Сегодня же, будучи инженером телекоммуникационной связи, я и моя команда отвечаем за связь между спутниками, наземными станциями и антеннами. NASA отвечает как раз за телекоммуникацию и стабильность послания данных из космоса на Землю и наоборот.
- Вы отметили, что принимали участие в экспериментах по условному облету Луны и Марса. Расскажите, где и как долго это проходило?
- Подобные эксперименты существуют еще со времен советской космонавтики. Эксперимент по условному облету Марса проходил на Гавайских островах, длился восемь месяцев (с октября 2014 года по июнь 2015). В изоляции находились шесть человек: трое мужчин и столько же женщин. Мы прожили в маленьком помещении более 240 дней.
- Тяжело так долго находиться в изоляции?
- Да, не просто. Мне лично было тяжело из-за отсутствия нормального питания, из-за наличия проблем с пищеварением пришлось отказаться от ряда продуктов, и по этой причине я немного сбросил вес.
- Вам давали пищу по типу той, которой питаются астронавты в космосе?
- Не совсем, но было что-то похожее. Однако, если у меня были проблемы с питанием, то у остальных членов экипажа больше психологические. Как правило, данное исследование направлено именно на то, чтобы выявить оптимальный экипаж, который сможет полететь в космос. Ведь людям придется очень долго сосуществовать в маленьком помещении, а соответственно надо заранее изучить, какие проблемы могут возникнуть. Именно от подобных моментов зависит итог всей миссии.
- Человек имеет возможность остановить эксперимент?
- Конечно, это все организовано на добровольной основе.
- В вашей практике были подобные случаи?
- Во время моих экспериментов подобного не случалось, но я знаю, что были случаи, когда люди не выдерживали и покидали эксперимент. Был случай, когда человека сильно ударило током, пару секунд он даже был без сознания, но после пришел в себя. Несмотря на это, другие члены экипажа решили приостановить эксперимент, поскольку опасались за его здоровье. Тем самым этот «полет» продлился всего пару недель вместо целого года.
- А как насчет вашего эксперимента по условному облету Луны?
- Он проходил в Москве в Институте медико-биологических проблем Российской академии наук и длился четыре месяца. Я участвовал в эксперименте вместе с российскими коллегами. В целом, подобные симуляции проходят довольно часто, в них участвуют представители многих стран. К сожалению, из Азербайджана заявок почти не бывает. Хотя принять участие в подобном эксперименте может каждый из любой точки мира. Достаточно иметь знания в сфере науки, медицины или инженерии. Но в принципе рассматриваются любые заявки, и могут быть сделаны исключения.
- «Побывав» на Луне и Марсе, какие выводы вы для себя сделали?
- Я лично для себя осознал, что с психологической и физиологической точек зрения полностью готов к полетам в космос. Да, я, конечно, немного скинул вес, но быстро восстановился. Поэтому надеюсь, что в моей карьере появится возможность полететь в космос.
- Согласитесь, что космические путешествия довольно опасны для жизни. Как близкие относятся к вашей мечте?
- Они меня поддерживают, хотя полет в космос, действительно, очень опасная затея (смеется). Подобные разговоры, конечно, были и в моей семье. Но, благо, родители, жена и дети меня полностью поддерживают. Первые очень гордятся мною.
- Наверное скучаете по близким…
- Скучаю, конечно, но перед тем, как «уйти в изоляцию» психологически готовлюсь к ней. Прямо перед экспериментом по условному облету Марса у меня родился второй ребенок, и я, можно сказать, пропустил первые восемь месяцев его жизни. В «изоляции» старался отвлекаться на различные спортивные новости, по возможности созваниваться с близкими, беседовать с членами экипажа.
- О чем беседуете во время «полетов» на Луну и Марс?
- Не поверите, но я, как правило, рассказываю о своей родине. Хвалюсь, что у нас самая вкусная национальная кухня в мире. Объясняю тонкости нашей культуры и традиций. Вообще стараюсь везде популяризировать Азербайджан, люди должны знать, какой это прекрасный край.
- Какие у вас самые любимые азербайджанские блюда?
- Гиймя-хингал, просто обожаю, бадымджан долмасы и сябзи-плов. Без них прям не могу жить.
- Давайте продолжим тему страхов и опасений по поводу полета в космос…
- Страха нет, а вот опасения есть, как и у любого мужчины. Я беспокоюсь, что во время моего отсутствия что-то может произойти с моими родным, а я просто не смогу им помочь. Конечно, такие неприятные мысли периодически возникают. Но я стараюсь думать, что в истории всегда есть люди, которые должны этот риск изначально понимать и принимать. В противном случает некому будет двигать вперед цивилизацию.
- Сколько в среднем длится экспедиция на Луну?
- Приблизительно от 3 до 6 месяцев. Во время эксперимента по условному облету Луны в Москве нашим командиром экипажа был Евгений Тарелкин. Он в 2013 году летал в космос, пробыв в экспедиции чуть больше шести месяцев. Поведал нам множество секретов (улыбается).
- Поделитесь?
- Вы знаете, он развеял многие мифы. Некоторые космонавты говорят о том, что в космосе видели то ли зеленый свет, то ли зеленые лампочки. Некоторые связывает это с НЛО. Он, к слову, тоже видел подобный свет, даже немного испугался сначала. Однако, позже понял, что это не инопланетяне, а просто космическая пыль, которая не оседает, и соответственно светится, когда на нее попадает свет.
- Получается он опроверг существование инопланетян?
- Не совсем. Он признался, что во время полета ты все равно ощущаешь присутствие некой силы: кого-то или чего-то. Он герой России, летчик-космонавт, абсолютно рациональный человек, который не стал бы такое придумывать во имя славы. Вот ради подобных вещей я бы хотел испытать космос.
- А вы верите в существование инопланетных существ?
- Да, я всегда верил, что мы во Вселенной не одни. Думаю, есть другие цивилизации. У меня, конечно, нет никаких доказательств, но внутренне я в это верю. Кто знает, если мы приземлимся на Марс, что мы увидим и с кем встретимся. Ведь он очень далеко расположен от Земли, если на Луну надо лететь три дня, то туда от шести до девяти месяцев.
- Говоря о Марсе, верите ли вы в предположения ряда ученых о том, что там была жизнь?
- Сегодня позиция NASA такова, что скорее всего, на Марсе раньше была жизнь. Однако, в данный момент ее нет, но это не значит, что от нее не осталось следов. Есть такие места на Марсе, где есть лед, а под ним вода соответственно. Возможно, какие-то микроорганизмы там и живут. Но мы этого не сможем узнать, пока сами туда не отправимся. Приборы не могут выяснить то, что способен узнать и увидеть человек.
- Говоря раньше, вы имеете в виду до появления цивилизации на планете Земля?
- Да, может, миллиарды лет назад. Повторюсь, NASA эту теорию поддерживает. Во-первых, климат Марса и гравитация очень схожи с той, что наблюдается на Земле. Поэтому можно предположить, что такие существа, как мы, смогли бы жить на Марсе, если бы была атмосфера и жизненные условия. Есть теория, что жизнь, которая есть на Земле, «прилетела» с Марса. Может быть с помощью астероида или еще каким-то другим образом… Возможно, ученые в будущем предоставят нам ответы на эти вопросы.
- Давайте немного поговорим о Родине. Вы покинули Баку ребенком. Часто ли удается приезжать в Азербайджан?
- По возможности стараюсь чаще, в последний раз был в Азербайджане в 2018 году. Помню в июле была страшная жара. Сейчас из-за пандемии, увы, не получается спланировать свой визит, но после обязательно хочу приехать. Тем более, что у меня в Баку живут дядя и тетя, много друзей, одноклассников…
- Скажите, есть ли у вас в Баку любимые места?
- Конечно, это Низаминский район, я родился и жил возле школы №145, недалеко от метро Гара Гараева. Очень люблю эти места, бывает во сне вижу, как снова там прогуливаюсь. Конечно, очень люблю Приморский бульвар. Вообще люблю свой Баку и очень скучаю.
- В заключение не могу не спросить, почему Аллен?
- Так меня назвал отец, это не американизированный вариант моего имени, как многие думают. Дома же меня близкие называют Аликом (улыбается).
Джамиля Алекперова