Азербайджан — Пакистан: братство навеки Аналитика Артема Кирпиченка
В четверг, 11 июля, начался государственный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Пакистан. Принимающая сторона сделала всё возможное, чтобы подчеркнуть особый статус этого визита. После того как самолет президента Алиева вошел в воздушное пространство Пакистана, его встретили истребители Военно-воздушных сил этой страны, которые в знак особого уважения сопровождали борт почетного гостя до момента приземления. На базе ВВС Пакистана Нур-Хан президента Азербайджана ждал премьер-министр Пакистана Мухаммад Шахбаз Шариф. В честь гостя был построен почетный караул и устроен артиллерийский салют.
Подобный торжественный формат встречи далеко не случаен. Ильхам Алиев по итогам переговоров с Мухаммадом Шахбазом Шарифом заявил, что Азербайджан планирует инвестировать в экономику Пакистана значительные средства: «Мы планируем, что общий объем наших инвестиций на первоначальном этапе составит около $2 млрд. Мы уже рассмотрели несколько проектов в сферах энергетики, инфраструктуры, связи и многих других, включая оборонную промышленность, где мы уже очень успешно сотрудничаем».
Также президент Азербайджана встретился и провел переговоры с президентом Пакистана Асифом Али Зардари. Итогом завершившегося сегодня визита стало подписание 15 документов о сотрудничестве в сфере воздушных сообщений, туризма, транзитной торговли, науки и технологий, добычи минеральных ресурсов и геологии, малого и среднего бизнеса, информационных технологий и приватизации. Министерства иностранных дел Азербайджана и Пакистана заключили договор о взаимодействии и в консульской сфере, а Баку и Пакистан установят побратимские связи. Стороны также «сверили часы» по текущим внешнеполитическим проблемам. Ильхам Алиев отметил, что «Пакистан и Турция — это страны, которые всегда поддерживали Азербайджан в карабахском вопросе. У Азербайджана уникальные отношения с двумя странами», и добавил, что Исламабад не установил дипломатические отношения с Ереваном только из-за карабахского вопроса. Поднимая вопрос Кашмира, президент Алиев заметил, что позиция Баку заключается «в уважении международного права и справедливости. Мы поддерживаем народ Кашмира в борьбе за справедливость и международное право. И мы верим, что справедливость восторжествует».
Премьер-министр Шариф поблагодарил президента Азербайджана за его последовательную позицию и заметил, что страны будут поддерживать друг друга на всех региональных форумах по вопросу Карабаха и Кашмира.
Связи Азербайджана и Пакистана имеют многовековую историю. Со времен существования великих империй мусульманского средневековья – Газневидского государства, Делийского султаната и империи Великих Моголов, многие выходцы с территории современного Азербайджана переселялись на Восток в рамках общего экономического, политического и культурного пространства. На территории современного Пакистана живут люди, чьи имена и фамилии имеют в своей основе азербайджанские топонимы – Тебриз, Нахчыван, Ширван. На территории Пакистана поселилось и крупное азербайджано-тюркское племенное объединение гызылбашей, сыгравшее важную роль в генезисе государства Сефевидов. Из числа потомков гызылбашей впоследствии вышли многие крупные общественные, военные и политические деятели Пакистана. Фатех Али Хан Гызылбаш (1862-1923) был крупным политиком, деятелем культуры и благотворителем. В Лахоре он создавал учебные заведения, госпиталь, был видным просветителем, президентом Общества лидеров Пенджаба и Пенджабской мусульманской лиги. Ага Мухаммед Яхья Хан Гызылбаш (1917-1980) стал третьим президентом Пакистана. Музаффар Али Хан Гызылбаш в 1950-1960-х годах занимал посты министра финансов и торговли. Азербайджанский меценат конца XIX – начала XX века Гаджи Зейналабдин Тагиев во время эпидемии чумы, вспыхнувшей на территории современного Пакистана, выслал в помощь более 100 тысяч ампул с вакциной от этой болезни, что помогло спасти тысячи жизней.
В дальнейшем Пакистан стал третьей страной вслед за Турцией и Румынией, признавшей независимость Азербайджана 13 декабря 1991 года. Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 9 июня 1992 года, и с тех пор никто не ставит под вопрос прочность азербайджано-пакистанских связей, которые объединены общими культурными, религиозными и политическими интересами.
Современный Пакистан – это сильный региональный игрок, многонациональная, многомиллионная, религиозно однородная и располагающая ядерным оружием держава, находящаяся на пересечении интересов таких сильных игроков, как Индия, Китай, Иран, США и Россия. Интересной особенностью Пакистана является большая роль женщин во внутренней политике страны. За ними закреплены 60 мест из 342 в нижней палате парламента. Беназир Бхутто два раза становилась премьер-министром этой страны. После ухода США и их союзников из Афганистана в 2021 году значение Пакистана в регионе возросло.
Традиционно основой пакистанской политики является конфликт с Индией. Это не только спор вокруг Кашмира, в противостоянии присутствуют глубокие исторические, религиозные и мировоззренческие корни. Долгое время две страны были частью Британской Индии, и пакистанцам крайне важно продемонстрировать, что они не «отделившаяся мусульманская провинция Дели». Основной Пакистана стала религиозная, мусульманская идентичность.
Противостояние с Индией, которое привело к нескольким войнам, сблизило Исламабад с Пекином, что традиционно вызвало недовольство в Дели. Так, Пакистан является традиционным партнером Соединенных Штатов Америки, хотя порой в отношениях между странами наступали периоды охлаждения. В Пакистане также проживает значительное шиитское меньшинство, что способствует сближению с Ираном.
Кстати, в некотором роде Исламабад рассматривает союз с Баку и через призму своего противостояния с Индией. В последние месяцы между Дели и Ереваном активно развивается военно-техническое сотрудничество. Правительство премьер-министра Н. Моди начало новую программу индустриализации Индии под девизом «Atmanirbhar Bharat» – «Самодостаточная Индия». Этот проект предусматривает локализацию производства и, в том числе, развитие военной промышленности. Следующим этапом индийских планов должен стать экспорт промышленной продукции, и здесь Дели нашел потенциального партнера. После военных неудач Армения стала наращивать свои военные арсеналы и оказалась заинтересована в покупке индийского оружия, может быть, не очень качественного, но, безусловно, дешевого. Для индийского ВПК контракт с Ереваном стал «пробой пера» и демонстративным выходом на рынок Южного Кавказа.
В этой ситуации Пакистану выгодно развивать военное сотрудничество с Азербайджаном. По мнению пакистанского эксперта Махмуда Уль Хасан Хана, «нынешний визит президента Азербайджана Ильхама Алиева еще больше укрепит двусторонние связи между странами».
Завершить статью хотелось бы словами Ильхама Алиева, произнесенными им в Исламабаде: «Мы - братья. Мы - друзья. Наше братство основано на глубоких, уходящих корнями в глубь веков чувствах, которые испытывают друг к другу наши народы».