BneIntelli news: Россия не потерпит посредничества ЕС в Карабахе Перевод Caliber.Az
На сайте intellinews.com на английском языке опубликован материал, в котором говорится, что Европейский союз берет на себя роль ключевого посредника в переговорах между Арменией и Азербайджаном.
Caliber.Az предлагает вниманию перевод статьи.
Европейский союз постепенно берет на себя роль ключевого посредника в мирных переговорах между Арменией и Азербайджаном. Это практически подрывает давнее доминирование Кремля в регионе. Теперь Россия, конечно, удвоит свои усилия по продвижению процесса демаркации границы между двумя странами и созданию новой региональной инфраструктуры, однако в окончательном мирном урегулировании она по-прежнему не заинтересована, поскольку стабильность в регионе ослабит ее влияние здесь.
В конце мая лидеры Азербайджана и Армении провели в Брюсселе новый раунд дискуссий для заключения окончательного мирного соглашения после 44-дневной войны в 2020 году. Встреча была инициирована ЕС, который все активнее участвует в переговорах по карабахскому вопросу.
Хотя обе стороны еще в апреле договорились о создании Совместной пограничной комиссии для делимитации границы и обеспечения безопасности пограничной зоны, Армения с этим медлила. Возможно, Ереван возлагал какие-то надежды на визит премьер-министра Никола Пашиняна в Москву, который состоялся вскоре после встречи в Брюсселе. Однако сообщения об этом были очень скупыми, известно только, что Пашинян встретился и обсудил с Путиным реализацию трехсторонних заявлений от 10 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года.
Что касается президента Азербайджана Ильхама Алиева, то вскоре после встречи в Брюсселе он провел телефонный разговор с Путиным, чтобы также обсудить процесс нормализации азербайджано–армянских отношений.
Частые контакты лидеров Азербайджана и Армении с Путиным до и после их переговоров в Брюсселе не стали чем-то новым в ситуации с Карабахом в поствоенный период, поскольку Москва осторожно наблюдает за энергичными усилиями ЕС выйти в посреднической миссии на первый план. И это не удивительно, если учесть, что Москва обеспечила себе позицию гаранта безопасности, поставив подпись под заявлением о прекращении огня между Азербайджаном и Арменией. Документ закрепил за Россией роль главной заинтересованной стороны в постконфликтный период и позволил ей закрепиться в регионе, чего Москва давно хотела, поскольку именно это давало ей возможность разместить миротворческие силы в Карабахском регионе. Однако определенные усилия Москвы в ноябре прошлого года в Сочи и в январе текущего в столице РФ, чтобы стороны начали демаркацию границы и создание новой региональной транспортной инфраструктуры ощутимых результатов не дали. Впрочем, Кремль и не настаивал.
Поэтому в процесс вмешался ЕС, чтобы подтолкнуть Баку и Ереван к более интенсивным переговорам. Этот шаг резко пошатнул позиции Кремля как посредника. Учитывая огромные экономические ресурсы Евросоюза, выделение в постконфликтный период финансовой помощи Баку и Еревану соответственно плюс немалый опыт посредничества в разного рода конфликтах, предоставление им новой переговорной платформы для Азербайджана и Армении, России ничего другого не оставалось, как молча принять ситуацию. Однако это не значит, что она согласилась и тем более смирилась с продвижением своего соперника на Кавказ.
Хотя Москва и отвлечена сейчас «спецоперацией» в Украине, она вряд ли позволит ЕС монополизировать мирные переговоры по Карабаху. Официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова уже охарактеризовала инициативы ЕС как «бесстыдные попытки Брюсселя присвоить предмет известного российско-азербайджано-армянского соглашения», достигнутого на высшем уровне.
Чтобы укрепить свой имидж посредника, Россия в настоящее время все активнее участвует в процессе демаркации границы между Баку и Ереваном и сумела провести официальное заседание совместной комиссии в Москве. Учитывая ее военное присутствие в Карабахском регионе и значительные рычаги влияния на Армению, Москва также будет принимать непосредственное участие в возможном открытии региональных коммуникаций.
В отличие от Армении, которая рассматривает восстановление транспортных маршрутов с Азербайджаном как потенциальную угрозу своему суверенитету и национальной безопасности, Россия заинтересована в создании новых путей сухопутного сообщения в регионе. Такое развитие событий укрепило бы ее позиции в политическом и экономическом плане и дало бы ей рычаги воздействия на Азербайджан и Армению.
Вместе с тем в отличие от ЕС Москва менее заинтересована в посредничестве для достижения окончательного мира между двумя сторонами, поскольку при таком итоге потребуется вывод российских миротворческих сил из Карабахского региона. Примечательно, что российские миротворцы в Карабахе все чаще становятся объектом резкой критики как со стороны Азербайджана, так и Армении, так как они, скорее, заинтересованы в укреплении своего присутствия в регионе, а не в обеспечении мира. Такая неопределенность позволяет России манипулировать мирным процессом в Карабахе. Свидетельством тому стала пресс–конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова, где делалось все, чтобы принизить брюссельские договоренности Азербайджана и Армении и дискредитировать роль ЕС. Москва фактически предупреждает европейцев, чтобы не вмешивались в эту ситуацию, поскольку в 2020 году она уже создала трехсторонний формат - Россия-Армения-Азербайджан.
Реакция Москвы может быть и результатом прагматичного подхода нынешнего правительства Армении к нормализации отношений с Азербайджаном. Согласие премьер-министра Пашиняна на некоторые предложения Баку привело к массовым беспорядкам в Ереване, где лидер армянской оппозиции Ишхан Сагателян объявил: «Мы запускаем общенациональное протестное движение, чтобы заставить Пашиняна уйти в отставку». Как считает Сагателян, «Никол Пашинян - предатель и собирается передать Карабах Азербайджану». Но несмотря на то, что оппозиция провела ряд многодневных акций протеста в Ереване, пока никаких существенных успехов ею достигнуто не было.
Де-факто сепаратисты в Карабахе также присоединились к жесткой критике Пашиняна из-за его переговоров с Азербайджаном и даже предлагают более радикальные решения. «Министр иностранных дел» сепаратистского режима Давид Бабаян предупредил, что «без Карабаха геополитический ландшафт Кавказа существенно изменится». А Сасун Барсегян из Аскеранского района предложил провести референдум о присоединении к России, чтобы избежать физического уничтожения и «спасти остатки разрушенного Карабаха». Ту же идею высказала и Маргарита Симоньян, главный редактор Russia Today, российского государственного СМИ. Учитывая статус Симоньян в российской пропагандистской среде как рупора власти, ее заявление говорит об определенной смене Кремлем своих позиций.
Другим активным сторонником провокационных проармянских идей является Константин Затулин, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, который предложил, чтобы к территории Нагорного Карабаха была применена модель, аналогичная так называемым «ДНР» и «ЛНР» в Украине.
Вместе с тем, несмотря на то что Кремль стремится монополизировать мирные переговоры по Карабаху, он четко понимает, что сегодня реально существуют две основные платформы для переговоров – Москва и Брюссель и что ему не удастся изолировать Азербайджан и Армению от контактов с ЕС.
РФ и ЕС на самом деле хотят, чтобы демаркация границ между Азербайджаном и Арменией была завершена в ближайшее время, однако способствовать другой, по сути, главной части договоренностей – о заключении окончательного мирного соглашения – Москва явно не стремится, ведь это сделает ее военное присутствие в регионе абсолютно неуместным. Что касается Азербайджана, то ему придется лавировать между Москвой и Брюсселем, чтобы сохранить оба формата и достичь окончательного решения немыслимо затянувшегося конфликта с Арменией.
Перевод Caliber.Az, Исмет Мирбабаев