«Действия Макрона на Ближнем Востоке напоминают поведение клоуна» Экспертные мнения на Caliber.Az
Французский президент Эммануэль Макрон в телефонном разговоре с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху выдал новый дипломатический пассаж — призвал к необходимости прекратить огонь в Ливане и секторе Газа. Телефонный звонок премьеру Израиля последовал после того, как тот назвал предложение Макрона задействовать эмбарго на поставки оружия Израиля «позором». Неуклюжая, непродуманная политика Макрона на Ближнем Востоке, кажется, достигла пика. А если сюда добавить и тот факт, что политические неудачи преследуют президента Франции практически непрерывно, то возникает вопрос: куда лезет Макрон?
Как воспринимают инициативы и действия Парижа в самом Израиле? Чтобы разобраться, корреспондент Caliber.Az обратился к израильским экспертам.
По мнению известного израильского писателя, публициста, военного эксперта Петра Люкимсона, вот уже ровно год Израиль ведет тяжелейшую войну за право на существование на земле своих предков. В такой ситуации и каждый человек, и народы познают, кто их истинные друзья и враги.
«Франция никогда не числилась среди больших друзей Израиля, не раз поворачивалась к нам спиной в прошлом, так что позиция ее президента была ожидаемой. Призыв Макрона к прекращению огня в Ливане и Газе иначе как лицемерием, ставящим под сомнение само наше право на самооборону, не назовешь. Где Макрон был в течение всего этого года, когда ежедневно (и это не фигура речи — ежедневно в буквальном смысле слова!) «Хезболла» с территории Ливана обстреливала Израиль, и с каждым разом эти обстрелы захватывали все глубже и глубже нашу территорию. Сотни тысяч израильтян, живущих на севере страны, с октября 2023 года покинули свои дома и стали беженцами. Наши поля и сады сожжены, наши коровники и птицефермы разрушены ракетами, счет понесенного нами ущерба в результате этих атак давно пошел не на миллионы, а на миллиарды долларов, не считая огромного числа человеческих потерь как среди евреев, так среди друзов и арабов. Достаточно вспомнить только страшный удар по детям и подросткам, игравшим в футбол в деревне Маджаль-Шамс — 12 из них были убиты, а многие из десятков раненных были буквально вытащены нашими врачами из рук смерти. Я беседовал с этими врачами и знаю, что говорю. Разве Франция или какая-либо другая страна в мире терпела бы бесчисленные ракетные обстрелы с территории соседней или любой другой страны в течение 11 месяцев?! И в течение всего этого времени мир молчал, включая Макрона!», — подчеркнул израильский политолог.
По его словам, американцы 11 месяцев пудрили Израилю мозги, уверяя, что найдут дипломатическое решение проблемы, которого на самом деле не было изначально.
«И вот сейчас, когда мы просто требуем от «Хезболлы» и Ливана в полном объеме выполнить резолюцию ООН за номером 1701, нас призывают прекратить огонь?! Обратите внимание: ни у Израиля нет и никогда не было территориальных претензий к Ливану, ни у Ливана к нам. Окончательно линия границы была проведена и утверждена той же ООН в 2006 году и официально принята обеими сторонами. Таким образом, речь идет о явной и неприкрытой агрессии. Все масштабы этой агрессии понятны только сейчас, когда наша армия вошла на территорию Ливана и обнаружила ведущие на нашу территорию туннели, через которые боевики «Хезболлы» должны были ворваться в Израиль. Кстати, несколько попыток таких прорывов было в прошлом, одна — совсем недавно, но на сей раз наша армия оказалась начеку. И вот сейчас нас призывают прекратить операцию, которую мы ведем поистине хирургическими методами, следуя всем международным законам и максимально щадя мирное население. Даже в Бейруте огонь ведется только по кварталу Дахия, являющемся де-факто опорным пунктом «Хезболлы», но и там применяется лишь высокоточное оружие: ракеты летят лишь в те дома, где находятся штабы и квартиры командиров террористов», — уточнил политолог.
Как отмечает П. Люкимсон, в Израиле внимательно следят за ливанскими и арабскими СМИ, а также за настроением народа в Ливане. И потому в Израиле уверены, что народ Ливана — не за «Хезболлу».
«Более того: «Хезболла» и Иран, по сути, взяли народ Ливана в заложники, и, избавившись от них, Ливан сможет мирно жить бок о бок с Израилем и снова превратиться в ближневосточную Швейцарию. Уничтожение «Хезболлы» — это не только наш интерес, но и интерес ливанского народа, а также наших тайных и явных союзников в арабском мире — Эмиратов, Бахрейна, Саудовской Аравии... Так что Израиль намерен на этот раз довести дело до конца. Да и у руководства страны нет другого выхода — если оно пойдет на попятную, ни беженцы с северной границы, ни другие жители севера страны, столько времени жившие под обстрелами, ему этого не простят.
Возвращаясь к Макрону, отмечу, что Франция уже давно практически не поставляет Израилю никакого оружия. Его призыв к прекращению огня был продиктован прежде всего узкими политическими интересами: не секрет, что часть населения Франции составляют арабы, среди которых, как и в других странах Европы, немало сторонников именно фундаменталистской (разительно отличающейся от той, которая утвердилась в Объединенных Эмиратах, Бахрейне, Саудовской Аравии и Азербайджане) версии ислама, и наряду с левыми радикалами фундаменталисты придерживаются откровенной пропалестинской и антиизраильской политики. Мне нечего добавить к недавним словам нашего премьера: «Время все расставит по своим местам, с Францией или без Франции Израиль победит, но позиция ее президента покроет Францию вечным позором», — подчеркнул П. Люкимсон.
Политический обозреватель израильского телеканала ITON.TV Александр Гур-Арье, между тем, полагает, что действия Макрона на Ближнем Востоке действительно напоминают поведение клоуна.
«Макрон — эдакий галльский петушок, который лезет во все дырки и везде пытается принимать участие. Таким образом пытаясь везде засвидетельствовать свою значимость, что, кстати, тоже, да подтвердят все психологи, весьма яркий признак неуверенности в себе. И большому политику, тем более президенту такой большой страны это делать вообще не пристало. Но не стоит забывать, что вся история с Ливаном началась еще год назад: 7 октября произошло преступное и бесчеловечное нападение ХАМАС на жителей Израиля, наши города и поселки, а 8 октября по израильской территории начались обстрелы из Ливана. Лидер «Хезболлы» Насралла заявил, что мы хотим поддержать ХАМАС, и в этот день суверенное государство Ливан начало масштабный ракетный обстрел государства Израиль. Ввиду этого Израиль обратился в ООН, но все закончилось выражением формальной озабоченности. Спустя несколько месяцев в регион прибыл личный представитель президента Джо Байдена Амос Хохштейн, который пытался завязать диалог в Ливане, но все эти потуги тоже ни к чему не привели», — напомнил политолог.
Спустя, по его словам, примерно полгода с миротворческими попытками активизировалась Франция, пытаясь найти общий язык с ливанской стороной.
«Дело в том, что французы по-прежнему считают Ливан своей вотчиной, и, поскольку это бывшая колония Франции, в Париже свято верят, что они имеют на Бейрут серьезное влияние. Но, как показала практика, ни Франция, ни лично президент Макрон никакого влияния на Ливан не имеют. Если учесть, что легитимное правительство Ливана вообще не в состоянии хоть как-то повлиять на находящихся на территории страны террористов «Хезбаллы». Макрон постоянно звонил в Ливан, пытался изображать бурную деятельность, сотрясая воздух призывами к переговорам, но тщетно. После осложнения ситуации: гибели Насраллы, обстрела Бейрута, Макрон попробовал выдвинуть некий конкретный план перемирия, в частности прекращения огня между сторонами на 21 день. Но спрашивается, к чему это предложение? Если сейчас после нанесения ряда ударов по штаб-квартире террористов и операции «Пейджер» по «Хезболле» нанесен серьезный удар, у них выбиты почти все командиры высшего и среднего звена, деморализован личный состав, серьезные проблемы со связью и обеспечением боеприпасов – как можно охарактеризовать предложение Макрона, который по сути предлагает дать «Хезболле» 21 день перемирия, а значит, возможность передохнуть, передислоцироваться, подтянуть резервы и прийти в себя? Это настоящий идиотизм на грани фантастики. Что может успеть за 21 день в плане мирных переговоров Париж, если он битых восемь месяцев ничего так и не смог предпринять? Поэтому Израиль отверг это предложение. А далее Макрон, осознав, что вся его дипломатия с Иерусалимом оказалась попросту беззубой, делает антиизраильское заявление, призывая Запад перестать поставлять оружие Израилю. Но и тут Макрон пытается перевирать суть происходящего – понимая, что сейчас Израиль воюет с признанной во всем мире, в том числе и во Франции, террористической организацией «Хезболла», он аргументирует призыв не поставлять оружие Израилю тем, что оно якобы может быть использовано в Газе», - заметил политолог.
Но как можно понять, какое оружие используется в Газе, какое в Ливане и какое против хуситов? – задается вопросом А. Гур-Арье.
«Полная абсурдистика и лицемерность заявления Макрона и вызвала ответную реакцию Нетаньяху, который назвал слова Макрона «позором». Все, что было сказано Макроном, является чистейшим политическим популизмом, направленным, в первую очередь, на внутреннего пользователя и призванным лишь доказать, что президент Макрон на что-то еще способен как политик. Что касается призывов обеспечить эмбарго оружия для Израиля – дело в том, что Израиль практически не закупает оружие во Франции, так что это еще один блеф Макрона. Увидев жесткий ответ Израиля – ведь Нетаньяху, по сути, унизил Макрона, заявив, в частности, что «мы победим и без вашего оружия», заставил французского президента дать задний ход и звонить в Иерусалим, чтобы как-то объясниться, попытаться сохранить лицо, в том числе и сами отношения Израиля с Францией. Пытаясь выкрутиться из ситуации, Макрон теперь снова пустил в ход свою убогую популистику с планом 21-дневного перемирия, который Нетаньяху раскритиковал и объяснил всю его нелепость президенту Франции.
Глупость призыва Макрона и его непонимание сути происходящего состоит в том, что Израиль весьма тесно сотрудничает с европейскими странами и США в плане поставок комплектующих, включая, например, поставки чипов для американского суперистребителя F-35, и такие выходки Макрона вызвали недовольную реакцию как у представителей Министерства обороны Франции, так и у представителей военных ведомств других стран блока НАТО. Которые прекрасно понимают, что такие выходки галльского петушка могут привести к остановке всего ВПК стран западного блока – приди Иерусалим к решению ответить на запрет поставок оружия Израилю европейскими странами. Так что все, что сейчас пытается предпринимать и говорить Макрон на Ближнем Востоке, не иначе как жалкой клоунадой не назовешь», - резюмировал А. Гур-Арье.