Дошло или заставили? Экс-министр Армении обвиняет армянство…
Армянство все чаще оборачивается назад, в недалекое прошлое, и пытается анализировать пережитое. Особенно когда становится жутко от настоящего и грядущего. Все больше армянских политиков, отбросив реваншистские лозунги, выдают в своих откровениях нечто напоминающее исповедь. Где наличествуют попытки оправдаться от допущенных грехов и звучат сожаления о содеянном. Экс-министр здравоохранения Армении, депутат от правящей партии «Гражданский договор» Арсен Торосян даже обнародовал свою «исповедь» в Facebook, что вызвало волну возмущения у представителей армянской диаспоры за рубежом.
Вообще же раскол между коренными жителями страны и армянской диаспорой становится все более явным. И умозаключения Торосяна, так сильно разозлившие диаспоральных армян, своего рода барометр этого явления. Так, в сети очень яростно обсуждается вопрос, куда пропали собранные в разные годы армянскими международными фондами миллиарды долларов, и на эту тему звучат самые резкие заявления. Некоторые из них довели ситуацию буквально до скандала. В ряде армянских СМИ появилась взрывная точка зрения о боссах армянской диаспоры, что припеваючи живут в разных благополучных странах, потому что прикарманили львиную часть пожертвований для соплеменников, передавая непосредственно жителям Армении лишь копейки от этих сборов. Если верить такой информации в соцсетях, армяне в своей стране просто обречены на нищету, поскольку именно их бедственное положение и было перманентным поводом для сбора диаспорских средств. Этаким вымпелом многострадального армянства, боссы которого не гнушаются откровенного воровства.
То же самое и с 44-дневной карабахской войной, и оглушительным поражением Армении. Диаспора, отношения с которой так активно поддерживали режимы Саргсяна и Кочаряна, плохо сработалась с Пашиняном. Последний, придя к власти, решил подвергнуть перестройке всю систему коррупционных связей, что вызвало жуткое возмущение у зарубежных армян, привыкших быть «отдельным государством». Именно поэтому диаспора достаточно холодно отнеслась к карабахской войне Пашиняна и отмахнулась от уроков поражения на поле боя. Собственно же граждане Армении сделали в результате последней войны другие выводы – их оставили одних, практически без поддержки состоятельных зарубежных «земляков», и теперь они знают цену пустым обещаниям, которые раздавала в свое время диаспора, гарантируя весомую материальную и ощутимую политическую помощь в случае начала военных действий.
Сейчас, когда Армения продолжает пребывать в тяжелом экономическом положении, следуя курсом неопределенной внешней политики, многие представители армянского истеблишмента стали прозревать. Фальшь диаспоры все более очевидна, а роль жертвы населения Армении все более налицо. Армянство оказалось не единым сплоченным организмом, а скорее прогнившей коррупционной телегой, с грохотом несущейся по склону вниз.
Одним из таких «прозревших» и стал экс-министр Торосян. «Мы 30 лет назад ошиблись, когда во время агонии рушащейся империи снова выбрали смерть и войну, стали «победителями» и были ослеплены гордыней», - с горечью признается он в своих фейсбушных откровениях.
Слова Торосяна вызвали ожидаемое негодование у армян диаспоры, тем более что этот пост растиражировали армянские СМИ. Раздались предположения, что кто-то заставил экс-министра написать столь безрадостные строки, посягающие, по сути, на авторитет всего армянства.
Между тем в своих рассуждениях Торосян ударился практически в философию, строя на ней горькие выводы о судьбе нации. «Мир не имеет цены, он бесценен, как и жизнь. Жизнь бесценна. Утверждать обратное – значит пропагандировать смерть и войну. Смерть никогда не может быть более ценной, чем жизнь, несмотря на то, что нам веками твердили об обратном. Пропагандировали привилегированные люди нации, которые никогда не погибли бы, пропагандировали объявившие себя «национальными» партии, оправдывавшие свое существование смертью, пропагандировали заблудшие маргиналы и романтики, пропагандировали осуждающие иностранцы, пропагандировали смерть, а не жизнь. И поддались мы этой пропаганде и выбрали смерть, а не жизнь», - сетует он.
В каком-то смысле понятна роль самого Торосяна – депутата пропашиняновской партии. Проявляя себя в таком качестве, он выступает и своеобразным орудием перемен «бархатного кабинета», который старается отмежеваться от бывшего криминального и радикального прошлого Армении, переформатировать взгляды армянского общества. Однако так или иначе в размышлизмах Торосяна проглядывает и его личная позиция.
Между тем символом продажности диаспоры, требующей от живущих в Армении геройства на поле боя и одновременно принятия как неизбежной жертвы нищенского существования, многие армяне считают бывшего своего президента, крупного олигарха из Британии Армена Саркисяна. Который не сделал для страны ровным счетом ничего на политическом поприще, однако активно участвовал ради собственного блага в различных грязных схемах, например, добыче золота на руднике Амульсар. При этом сам себя Саркисян называл связующим звеном диаспорского мира и в этом качестве даже предлагал свои услуги Москве. Но уразумев, что на родине поживиться после 44-дневной войны уже нечем, он подал в отставку и вернулся в Великобританию. Многие в Армении считают этот момент началом окончательного разлада отношений диаспоры и Пашиняна.
Ну а сейчас костер раздора уже полыхает вовсю: в начале августа был запрещен въезд в Армению председателю Армянской национальной ассамблеи Нидерландов Масису Абраамяну. А как сообщил в тех же соцсетях представитель «Дашнакцутюн», депутат парламента от блока «Армения» Ишхан Сагателян, накануне был запрещен въезд в страну и дочери Абраамяна - Сюне Абраамян, члену нидерландского молодежного союза «Дашнакцутюн». Ранее и сопредседателю Координационного совета армянских организаций Франции, члену партии «Дашнакцутюн» Мураду Папазяну не разрешили появиться на родине.
Однако именно в неумении армянства признавать свои роковые ошибки видит главную проблему экс-министр. По всей видимости, подразумевая под ними и кровавые преступления, что принес другим народам армянский шовинизм и исторические манипуляции с «геноцидом».
«Мы и по сей день не признаем своих ошибок, отказываемся смотреть в лицо реальности на земле и продолжаем выбирать смерть. Мир принесет признание своих ошибок, а не их повторение. Мы не имеем права повторять одни и те же ошибки, отвергая объективную реальность или интерпретируя ее по своей прихоти», – подводит черту Торосян. Было бы трогательно, если бы все не обстояло так фатально – вряд ли твердолобость армянства пробьет одинокие попытки переосмысления.