Экс-министр Арамян: Европа не пожертвует своим благосостоянием ради Армении
«К сожалению, наша экономика растет на основе товаров, не предназначенных для экспорта, и это самая большая проблема. Когда завершится российско-украинская война, я думаю, экономика Армении столкнется с серьезными трудностями».
Как передает Caliber.Az, об этом эксперт в области управления государственными финансами, бывший министр финансов Армении Вардан Арамян заявил в интервью армянским СМИ.
«Дело в том, что политические тенденции действительно влияют на экономическую политику. В ответ на ваш вопрос, я подчеркну, что политический вектор не может не иметь экономических последствий. Мы должны быть осторожны. Не хочу говорить о том, кто у власти, а скорее обсудим, какие могут быть экономические последствия. Я согласен с точкой зрения многих экономистов: после того, как мы предпримем действия, мы должны обдумать результаты. Не пытаюсь напугать, а просто призываю нас оценить, какие могут быть последствия и какие цифры помогут управлять рисками.
С точки зрения наших отношений с Россией, у нас есть несколько звеньев, которые необходимо учесть. Если говорить о поставках газа, следует отметить, что мы можем закупать газ у Ирана. Однако пропускная способность газопроводов из Ирана в Армению не так высока, как в случае с Россией. Возникает вопрос: какой альтернативный вариант? Здесь также важно учесть проходимость дорог с точки зрения стоимости, поскольку нужно перевозить часть газа с помощью танкеров в жидкой форме, учитывая отсутствие выхода к морю. Например, расстояние от Вены до Мюнхена примерно 330-350 км, и мы можем преодолеть это расстояние за 3 часа. В то время как из Еревана в Грузию, где расстояние гораздо меньше, примерно 265 км, мы едем 5 часов из-за плохой проходимости дорог, перевалов и узких мест. Я немного скептически настроен, когда говорят о наличии у нас альтернативы. Это касается снабжения и пропускной способности газопроводов.
Другой аспект - цена. Сегодня мы покупаем газ в России по 165 долларов, и все знают, что это не рыночная цена, а себестоимость. Вопрос: у нас есть более выгодные соглашения с Ираном? На мой взгляд, Иран продает газ Турции по более высоким ценам. И готов ли Иран поставлять газ в Армению по более низкой цене? Если Россия намерена поднять цены на газ, то в зависимости от установленной цены могут возникнуть различные сценарии.
Что касается открытия транспортных маршрутов, здесь самая большая проблема в том, что я не могу понять, чего на самом деле хочет правительство. Более того, я слушал выступления многих европейских аналитиков, и у них нет четкого представления о том, чего хочет Армения и куда она движется. Это усложняет ситуацию. В какой-то момент Армения может вести дружеские переговоры с Россией, затем изменить направление на Европу, после чего перейти к Ирану и, возможно, Турции и Азербайджану. Отсутствие четко определенного политического курса создает неопределенность, и я не могу понять всего этого. Выгода для нас от открытия транспортных маршрутов зависит от того, что мы, как государство, хотим. И я с уверенностью заявляю, что и европейцы не уверены, что власти Армении не вернутся к России. Поэтому они не спешат помогать Армении, как, например, в 2008 году, когда они поддержали Грузию.
Хорошо, что мы будем покупать оружие у Европы. Но не стоит забывать, что европейцы никогда не пожертвуют своим благосостоянием ради интересов Армении. Давайте будем честными и не будем мечтать. Они продолжат покупать газ у Азербайджана, и что бы мы ни делали, мы должны взвешивать последствия для безопасности и экономики», - заявил эксперт.