«Франкафрика» – история высокомерия, пренебрежения и жадности Парижа Статья Скотта Риттера на Energy Intelligence
На американском сайте Energy Intelligence опубликована статья, посвящённая неоколониальной политике Франции в Африке. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Автор статьи – Скотт Риттер – бывший офицер разведки Корпуса морской пехоты США.
«Более 60 лет Франция сохраняла неоколониальное господство над бывшими африканскими колониями. Взлёт и падение «Франкафрики» – это история высокомерия, жадности и пренебрежения, которая сегодня находит отклик во всём мире, поскольку геополитические последствия французского провала в Африке становятся достоянием общественности.
Термин «Франкафрика» описывает отношения Франции с её бывшими колониями в Африке к югу от Сахары, охватывая широкий спектр открытых, скрытых, официальных и неофициальных действий, связанных с политической, экономической и военной деятельностью, которые в совокупности послужили определением французского неоколониализма в Африке.
«Франкафрика» не возникла в вакууме и не была объявлена официальной декларативной политикой Парижа. Напротив, она появилась как побочный продукт реалий Холодной войны, когда потребность Франции проецировать себя как глобальную державу перед лицом упадка её империи после Второй мировой войны совпала с политикой США, направленной на противодействие советским усилиям по установлению присутствия на африканском континенте.
Одной из определяющих характеристик «Франкафрики» является то, что её практически невозможно оценить количественно, учитывая неформальный характер отношений. Её сердцем была так называемая «Африканская ячейка», состоявшая из президента Франции и его советников, которые сотрудничали с французскими бизнесменами и разведкой в разработке политики в отношении бывших африканских колоний.
Одним из механизмов контроля, использовавшихся «Африканской ячейкой», была «зона франка» – механизм валютного контроля, навязанный Францией западноафриканским бывшим колониям, который навсегда привязал так называемый «западноафриканский франк» к французскому (а впоследствии и к евро). Для обеспечения такой конвертируемости от стран-участниц требовалось депонировать половину валютных резервов во французском казначействе, что фактически подчиняло их денежно-кредитную политику Франции.
Операция «Бархан»
С 2013 года Франция вела операцию «Бархан» в африканском регионе Сахеля. Французские войска были направлены в Мали для подавления мятежа, которому во многом способствовал приток оружия и боевиков из Ливии после свержения в 2012 году ливийского лидера Муаммара Каддафи. В результате расширенных усилий, начавшихся в 2014 году, французские войска, дополненные европейскими и американскими силами, действовали в пяти государствах Сахеля – Мали, Мавритании, Буркина-Фасо, Нигере и Чаде.
Однако растущее военное присутствие в Сахеле, вызванное усиливающимся сопротивлением населения операции «Бархан», потребовало от Франции широко использовать существующий социально-экономический и политический истеблишмент, являющийся прямым побочным продуктом «Франкафрики».
В итоге операция «Бархан» стала рассматриваться странами Сахеля не более чем механизм, используемый для поддержания властных структур Франции в Западной Африке. В трёх крупнейших западноафриканских государствах франкоязычные правительства были свергнуты в результате военных переворотов, а новые власти быстро приняли решение отдалиться от Франции – Мали в 2021 году, Буркина-Фасо в 2022 году и Нигер в 2023 году. Эти три страны изгнали французские войска и перешли к национализации стратегических отраслей, ранее управлявшихся почти исключительно в интересах Франции и Европы, таких как урановые рудники Нигера и золотые прииски Буркина-Фасо. Другие государства, считавшиеся частью «Франкафрики», как например, Сенегал и Чад, также пересматривают свои стратегические отношения с Парижем и, в частности, целесообразность сохранения французских военных гарнизонов на своей территории.
Сегодня «Франкафрика» лежит в руинах, а Африка, Франция и весь мир приспосабливаются к образовавшемуся в результате социально-политическому и экономическому вакууму. Мали, Буркина-Фасо и Нигер объединились в Альянс государств Сахеля (AES), что стало прямым вызовом Африканскому союзу и Экономическому сообществу стран Западной Африки. Ещё большую тревогу у Франции, Европы и Запада вызывает тот факт, что AES тянется к российской орбите, что означает стратегический геополитический сдвиг в сторону Москвы. Шаги, которые сегодня предпринимают Россия и Китай на континенте, являются прямым следствием десятилетий пренебрежительного отношения к Африке со стороны коллективного Запада, очевидным и важным симптомом которого слишком долго оставалась «Франкафрика», – написал Скотт Риттер.
Перевод: Фарах Мамедли