Как и чем Европа будет замещать российскую нефть? Отвечает Дмитрий Заворотный
Блиц-интервью Caliber.Az с руководителем Центра экономических стратегий (РФ) Дмитрием Заворотным.
- К чему может привести возможное тотальное нефтегазовое эмбарго против России? И как это может отразиться на Азербайджане?
- Тотальное нефтегазовое эмбарго маловероятно, по крайней мере, в перспективе нескольких лет. Газ уже становится предметом компромисса. Недавно было принято решение о проведении расчетов по газовым контрактам через «Национальный клиринговый центр», являющийся структурой Мосбиржи. Схема, скорее всего, устроит европейских трейдеров, потому что клиринговый центр самостоятельно конвертирует валюту в рубли и не связан с Центробанком, а это значит, что режим санкций не нарушается.
В случае полноценного эмбарго цены на нефть вырастут и Азербайджан, как и другие страны-экспортеры, может дополнительно заработать на всплесках котировок. С другой стороны, заместить выпадающие объемы российской нефти на европейском рынке не получится, потому что Азербайджан экспортирует легкую нефть сорта Azeri light, а в случае эмбарго в отношении российской нефти в Европе возникнет нехватка более тяжелой нефти, необходимой для производства дизеля.
- Как и чем Европа будет замещать российскую нефть? Может ли Ближний Восток спасти Европу?
- Вопрос замещения российской нефти, опять же, лежит в плоскости сортов. Ближний Восток также преимущественно поставляет легкую нефть. Тяжелую нефть помимо России добывают такие страны, как Канада, Венесуэла, Иран. Канада сбывает свою нефть в США, Венесуэла сейчас работает на Китай, а в случае отмены санкций вернется и на американский рынок. Иран мог бы стать поставщиком для ЕС, но для этого нужно возобновить иранскую ядерную сделку и отменить санкции. Вопрос замещения нефти нельзя решить оперативно и, вероятно, Европа оставит какие-то обходные пути для российской нефти.
- Для введения новых санкций необходимо согласие всех 27 стран-членов ЕС. Смогут ли они прийти к единогласному решению?
- Как раз единогласия по эмбарго у Брюсселя и нет. Венгрия сопротивляется, потому что не имеет выхода к морю и большую часть поставок получает через трубопровод «Дружба» из России, и поэтому требует сохранить этот канал. Здесь кроется главная интрига - сможет ли Еврокомиссия склонить к эмбарго Будапешт, и что Венгрия потребует взамен в случае компромисса.
- Что в этом случае будет с нефтью, реализуемой Азербайджаном из российского черноморского порта Новороссийск по трубопроводу Баку - Новороссийск?
- В случае тотального эмбарго у этого маршрута поставок могут быть серьезные проблемы, потому что Баку-Новороссийск вблизи города Тихорецк стыкуется с трубопроводом Самара-Новороссийск и нефть смешивается с высокосернистой нефтью Поволжья, попадая на европейский рынок под маркой Urals. То есть, по сути, идентифицируется как нефть российского происхождения.