НАТО vs Россия: кто начнёт первым? Экспертные мнения на Caliber.Az
Война НАТО с Россией может начаться в ближайшие годы, возможно, уже в 2029-м. Об этом заявил глава Минобороны Германии Борис Писториус в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung.

«Мы всегда говорили, что это может произойти в 2029 году. Однако сейчас есть те, кто утверждает, что это возможно уже в 2028-м, а некоторые военные историки даже считают, что мы провели последнее мирное лето», — отметил он.
По словам Писториуса, вооружённые силы стран НАТО необходимо подготовить ещё лучше.
Министр также спрогнозировал возможный характер столкновения НАТО и России. Если в Украине решающую роль играют беспилотники, то в случае прямой войны, по его словам, ключевыми станут тяжёлая техника и личный состав.
Ранее о том, что Россия может атаковать страны НАТО «уже завтра», заявлял глава объединённого оперативного командования Германии генерал-лейтенант Александер Зольфранк. Он подчёркивал, что решение будет зависеть от трёх факторов: военной мощи России, боевого опыта её армии и позиции западных союзников.
В Кремле при этом продолжают повторять, что Россия никому не угрожает, но не оставит без внимания действия, потенциально опасные для её интересов.
Как следует относиться к таким прогнозам? Насколько высока вероятность, что война между НАТО и Россией может разразиться уже в наступающем году? Какие причины или события могут подтолкнуть стороны к этому?
На эти вопросы Caliber.Az согласились ответить известные зарубежные обозреватели.

Германский политолог, профессор Института международной политики WeltTrends (Потсдам) Александер Рар полагает, что причин для прямого военного столкновения между Россией и Германией немало.
«Во-первых, Россия может отомстить Германии за поставку в Украину летального оружия. Если в Украине появятся немецкие ракеты Taurus и они будут запущены по гражданским целям, Россия может ударить ракетами по военным объектам на территории Германии.
Также возможна военная эскалация в Балтийском море — в случае попытки немцев силой остановить путь танкера третьей страны, перевозящего российскую нефть.
Полностью исключить нельзя и того, что в случае капитуляции ВСУ в Донецкой области Германия вместе с другими странами НАТО сочтёт необходимым направить на берег Днепра свои войска, чтобы ни в коем случае не допустить прорыва российских сил в центральную часть Украины», — привёл сценарии профессор.
Он отметил, что, судя по высказываниям главы немецкого Министерства обороны и высшего генералитета, власти ФРГ фактически видят страну в предвоенном состоянии конфликта с РФ.
«Ситуация усугубляется не только враждебной риторикой политиков Германии и России. Именно Германия берёт на себя роль главного защитника Европы (заменяя США). ФРГ хочет определять будущую архитектуру безопасности для Европы — Европы, в которой, по мнению Берлина, России в будущем нечего делать. Россия, естественно, не даст себя изгнать из Европы. Впереди серьёзные баталии. Не исключено, что Россия и Германия скоро дойдут до разрыва дипломатических отношений и денонсации договора 4+2 (определившего объединение двух Германий в 1990 году). Такое развитие событий может приблизить две державы к настоящей войне — атомной, что в России хорошо понимают, а в Германии отказываются принимать», — заявил Рар.

Военный аналитик, в прошлом сотрудник Службы безопасности Украины (2004–2015 годы) Иван Ступак сообщил, что буквально пару недель назад общался с немецкими коллегами, связанными с военной политикой.
«Они говорят следующее: нам, немцам, для того чтобы быть готовыми к потенциальной явной российской угрозе, нужно минимум два года. Это минимум. В лучшем случае — 5–7 лет. Но не меньше двух, потому что наш ВПК не готов, наше общество не готово, и вообще всё очень-очень не готово, всё очень сырое. То есть нужны такие временные рамки. Это одна составляющая.
Второе: начальник российского Генерального штаба Валерий Герасимов в своих научных работах неоднократно цитировал известного в узких кругах советского военного теоретика Георгия Иссерсона, который говорил: «Войны не оглашают, войны начинают». То есть нет объявления войны — война начинается сразу и без всяких прелюдий. Всё, что мы видим сейчас в Европе — эти гибридные атаки, нелинейные атаки, асимметричные атаки, беспилотники, взрывы, поджоги, небольшие диверсии — это всё и есть начало войны. Это уже война. Почему-то в Европе принято считать, что война — это только когда работает артиллерия, летают самолёты и ракеты. Нет. Всё, что мы наблюдаем сегодня, — это уже война, только другими методами. И здесь присутствуют два больших сценария», — отметил эксперт.
По его словам, действительно существует угроза того, что Российская Федерация может начать полномасштабную войну против одной из европейских стран, одного из регионов — например, Эстонии или Литвы, или предпринять операцию в Балтийском море.
«Это всё реально. Но мы прекрасно понимаем, что основные ресурсы Российской Федерации сейчас завязли в Украине. Лишних ресурсов нет, лишних людей нет. По данным украинского Генштаба, 712 000 российских военнослужащих находятся непосредственно в Украине или вокруг неё. Это большое число. И весь военно-промышленный комплекс России работает на украинский фронт. А мы с вами прекрасно знаем классическую сентенцию: лучший способ проиграть войну — это начать воевать на два фронта. Думаю, что в Кремле пока от этого отказываются, судя по всему.
Хотя российские военкоры подогревают общество и говорят о том, что такая возможность якобы есть: пока Европа слаба, пока западный мир слаб, этим нужно воспользоваться, потому что через два года он будет сильнее. То есть нужно «ковать железо» прямо сейчас. И это — угрожающий момент.
Но, как по мне, самая большая угроза — это даже не полномасштабное вторжение. Это 200–300 условных стрелково-гиркиновцев, которые высаживаются, условно, в городе Нарва в Эстонии. В это время активно работает российская система радиоэлектронной борьбы и подавления. Там есть как раз три точки — Санкт-Петербург, Калининград и район Нарвы. Город обездвижен, остаётся без связи и коммуникаций. Эти 200–300 человек захватывают почту, телефон, телеграф, мэрию, городской совет, арестовывают мэра, провозглашают создание «Нарвской народной республики» и обращаются к Путину: введи войска. Это фактически тот же сценарий, что был в Крыму в 2014-м и в Донецке в том же году. И вот Путин вводит войска — и всё, город оторван. Кто в Европе будет его отвоёвывать? Да никто. Итальянцы, французы, немцы, португальцы не поедут воевать за город Нарва. И этого будет достаточно, чтобы разрушить всё европейское единство», — считает Ступак.







