«Никто на Кавказе не расстроится, если исчезнет страна — источник конфликтов» Дмитрий Верхотуров на Сaliber.Az
— Как считаете, выйдет ли Армения из ОДКБ до конца этого года?
— Насколько я понимаю логику Пашиняна, если таковая имеется вообще, он хочет выйти из ОДКБ, но пока боится. Определенные шаги в эту сторону, даже если и непоследовательные, он предпринимать все же будет. В какой это будет форме, посмотрим. В любом случае я думаю, что он постарается менять ситуацию постепенно, пошагово, а не так, чтобы разом разорвать договор и покинуть блок.
— Появится ли на повестке вывод российской базы из Гюмри?
— Думаю, база в Гюмри будет оставаться до последней возможности, потому что присутствие российских войск всегда может изменить политическую обстановку в Армении в ту или иную сторону, к примеру, в случае цветных революций. Поэтому база Гюмри останется на своем месте, и ее будут держать настолько, насколько это возможно.
— Никол Пашинян отказался пересматривать Конституцию Армении, в которой сохраняются территориальные претензии к Азербайджану. Стоит ли говорить в этой связи о вероятности заключения мирного соглашения до конца текущего года?
— Я много раз высказывался по теме мирного соглашения с Арменией и считаю это позитивным шагом, необходимым прежде всего для укрепления самой армянской государственности, которая сейчас расшатывается. Но, как мы видим, армяне этого не хотят. Поэтому с учетом их нынешнего поведения договор, подписанный на бумаге, мало чего стоит, к сожалению. Из-за деструктивной позиции Армении других вариантов не остается. Тем не менее считаю, что даже мирный договор, заключенный только лишь на бумаге, — это все равно позитивный шаг, который необходимо приветствовать. Но вряд ли такой договор будет подписан до конца года, опять же исходя из того, что нет какого-то ярко выраженного стремления Армении к этому.
— Допускаете ли окончательный разворот Армении на Запад в среднесрочной перспективе?
— Это интересный вопрос. Дело в том, что в Москве в связи с событиями в Украине происходит переоценка многих понятий, которые раньше казались незыблемыми. К примеру, понятия «находиться в сфере влияния». Да, Россия до этого два или три десятилетия назад проводила политику, позволяющую содержать целые республики, оказывала всевозможную помощь им, лишь бы они на словах были пророссийскими, хотя на деле они не были таковыми, а выстраивали отношения с Западом. А вот уже теперь Россия может поставить вопрос ребром: а нужна ли нам вообще эта Армения хоть в каком-либо качестве или нет? Тем более что никакой пользы от Армении для России нет и не предвидится. Если называть вещи своими именами, то ценность Армении для России близка к нулю. Я бы даже сказал больше. Для Москвы Армения как чемодан без ручки, который нести тяжело, бросить пока жалко.
— Могут ли армяно-российские отношения сойти на нет в будущем?
— На мой взгляд, могут. Именно по той причине, как уже сказал, от Армении никакого толка нет. Да и чего ожидать от страны, которая ведет явно недружественную, а местами враждебную политику в отношении России. Поэтому в Москве могут принять решение о том, чтобы прекратить поддерживать с Арменией близкие отношения. Скажу больше. Армения так и не научилась ничему на примере Украины, которая была для нас почти своей. Тем не менее в определенной ситуации мы приняли решение и сделали свой выбор, и сейчас украинцы для нас враги. С армянами это произойдет еще проще и быстрее, в силу нынешней позиции Армении.
С другой стороны, есть следующий нюанс. В случае если Армения полностью лишится поддержки России, она может быть либо разделена, либо в несколько стадий ликвидирована. Никто на Южном Кавказе не расстроится, если в регионе исчезнет страна, которая по сути является источником проблем, бесконечных конфликтов. Так что многое зависит от самих армян, от того, как они поведут себя в дальнейшем. Я вовсе не исключаю, что Армения направит свою политику в то русло, которое может привести к такому печальному сценарию.