Отношения между СЕ и Азербайджаном в январе 2024 года: начало конца? Размышления Орхана Амашова
Что будет с отношениями между Советом Европы и Азербайджаном после 24 января - дня, который останется печальной страницей в истории, поскольку полномочия азербайджанской делегации в ПАСЕ не были ратифицированы? Орхан Амашов анализирует причины такого развития событий и их возможные последствия.
Дата 24 января 2024 года знаменует собой низшую точку в отношениях между Азербайджаном и Советом Европы. Спустя 23 года после вступления в эту организацию желание Баку участвовать в деятельности парламентской ассамблее этой структуры, а то и всей организации, по видимости, уже ослабло. Но в целом, картина гораздо сложнее. В принципе, ни от ПАСЕ, ни от Баку нельзя ожидать того, что они будут благосклонны к окончательному разрыву.
24 января азербайджанская делегация в ПАСЕ приняла решение прекратить взаимодействие и присутствие в этом органе до дальнейшего уведомления. Это произошло после 22 января, когда в первый день зимней пленарной сессии ПАСЕ полномочия азербайджанской делегации были оспорены, после чего это предложение было передано в Мониторинговый комитет, который его поддержал, и это произошло непосредственно перед голосованием, в результате которого была принята резолюция об отказе ратифицировать полномочия делегации.
Тайминг имеет решающее значение. Конечно, азербайджанская делегация действовала достаточно оперативно, чтобы ее заявление о приостановке деятельности в ПАСЕ предшествовало принятию окончательной резолюции. Однако то, что я имею в виду под таймингом, относится к более широкому ландшафту потрясений в отношениях Баку и Страсбурга, которые назревали в течение значительного периода времени. Важно понимать его во всех очертаниях, рамки которых показывают, что тут выделяются три элемента. Решение ПАСЕ не ратифицировать полномочия делегации было принято после 2023 года, когда Азербайджан полностью восстановил свой суверенитет над Карабахом. В течение 2023 года данный орган принял две резолюции относительно происходящих в Карабахе событий, которые Баку расценил как предвзятые и представляющие собой проявление вопиющего неуважения к его территориальной целостности и суверенным правам.
Отказ ратифицировать полномочия делегации Азербайджана в ПАСЕ произошел за несколько недель до внеочередных президентских выборов в Азербайджане, на которые наблюдатели от ПАСЕ не были приглашены. 2024 год - это еще и год, когда Азербайджан удостоен чести провести COP29 - крупнейший глобальный саммит по изменению климата. Естественно, что в этот период Баку будет в центре внимания всего мирового сообщества и, вне сомнения, примет все меры предосторожности для защиты своей репутации.
То, что представляется как содержательные основания, изложенные в резолюции, касаются широкого круга вопросов, связанных с демократией, правами человека и многим другим - это все в совокупности входило в перечень традиционных обвинений, выдвигаемых Советом Европы против Азербайджана на протяжении многих лет, и которые Баку никогда не принимал, и что раньше никогда не приводило к отказу ратифицировать полномочия азербайджанской делегации. В этой связи переломным моментом является один конкретный элемент резолюции, касающийся событий, которые недавно произошли в Карабахе.
В 2023 году ПАСЕ приняла две отдельные резолюции, а именно 2508 и 2517, осуждающие Азербайджан за ситуацию вокруг Лачинской дороги и за контртеррористические меры, проведенные 19-20 сентября, которые привели к полному восстановлению суверенитета страны.
Учитывая характер этих резолюций и другие сопутствующие факторы, которые еще больше усугубили отношения между Азербайджаном и ПАСЕ, ни одному докладчику из этой структуры не было позволено посетить Карабах, а Совету Европы не было направлено приглашение наблюдать за внеочередными президентскими выборами, которые должны состояться 7 февраля этого года.
С учётом того, что вся суть текущей напряжённости в отношениях между Баку и Страсбургом заключена в событиях, которые в конечном итоге привели к восстановлению суверенитета Азербайджана над Карабахом в 2023 году, неизбежно возникает мысль, что Баку в настоящее время расплачивается за важнейшее достижение прошлого года и всего периода государственной независимости.
Кажется маловероятным тот факт, что ПАСЕ будет заинтересована в самоустранении Азербайджана из этого органа или из самого Совета Европы. Возможно, в год проведения COP29 и в то время, когда Азербайджан и Армения могут достичь мирного соглашения, давление, оказываемое на Баку, будет только усиливаться. Такое промежуточное положение Азербайджана, который остается полноправным членом Совета Европы, но его полномочия в Ассамблее приостановлены, очевидно, делает его уступчивым с точки зрения ПАСЕ.
Немецкий депутат от Социал-демократической партии Франк Швабе, который выступил с инициативой об отказе ратифицировать полномочия азербайджанской делегации в ПАСЕ, в своем недавнем интервью азербайджанской редакции BBC предположил, что Азербайджан не будет заинтересован в выходе из этой международной организации, ссылаясь, среди прочих причин, на проведение COP29 в Баку. В частности, он выразил недовольство тем, что ОБСЕ, в отличие от Совета Европы, была приглашена наблюдать за выборами в Азербайджане, расценив это как попытку Баку натравить обе организации друг на друга. По мнению Швабе, между ОБСЕ и Советом Европы давно существует общее понимание того, что, либо они вместе наблюдают за выборами, либо этого не делает ни один из них.
Независимо от того, существует такое согласование или нет, оно, безусловно, не может быть обязательным для Азербайджана. И, с технической точки зрения, Азербайджан не имеет никаких юридических обязательств приглашать наблюдательную миссию Совета Европы. С другой стороны, Баку может утверждать, что сотрудничество - это взаимная договоренность, и что Азербайджан, ввиду отсутствия восприимчивости и понимания его сложного положения со стороны Совета Европы на протяжении десятилетий, а также из-за резолюций, бросающих вызов его территориальной целостности, решил ограничить взаимодействие со Страсбургом.
В целом, если судить по письму, направленному спикером Милли Меджлиса Азербайджана главам парламентов стран-членов Совета Европы, и по некоторым отдельным заявлениям азербайджанской делегации в ПАСЕ, становится ясно, что азербайджанская сторона не пойдет на попятную. Глава азербайджанской делегации в ПАСЕ с 2001 года Самед Сеидов заявил, что новое дыхание в Совет Европы вдохнули распад СССР и вступление в эту структуру новых независимых государств. Однако новый подход, который привнесли независимые постсоветские государства, не был использован должным образом. Член Милли Меджлиса и делегации Азербайджана в ПАСЕ Нигяр Арпадараи написала в соцсети Х: «Я считаю, что это поворотный момент в истории: просторы СЕ начинают сокращаться и будут продолжать сокращаться».
На каком этапе находится история отношений между Советом Европы и Азербайджаном? Если, слегка заимствуя слова Уинстона Черчилля, это определенно не конец, то, вероятно, это даже не начало конца. Возможно, это конец начала, и большая часть драмы ещё только начинается.