Роман Бочкала: Операция по освобождению Карабаха – такого в мире еще не было
В Украине продолжают внимательно следить за событиями в Азербайджане, который в ходе Второй Карабахской войны освободил оккупированные территории. Сейчас идут восстановительные работы, с которыми имели возможность ознакомиться украинские журналисты. Один из них – Роман Бочкала, военный журналист, представляющий телеканал «Интер», с которым побеседовал Caliber.Az.
- В каких горячих точках мира вы бывали до сих пор?
- В Африке - это Либерия, Конго, Сомали. Синайский полуостров, меня там даже арестовывали представители движения «Братья мусульмане» (но там был не военный конфликт, а гражданский). Далее Ливан, Афганистан, Сирия. Бывал в Косово, Боснии и Герцеговине, освещал войну в Абхазии и Южной Осетии. Самая горячая точка, конечно же, война на востоке Украины в 2014-2015 годах.
- Вы побывали на освобожденных территориях Азербайджана. Это уже не горячая точка. Было ощущение опасности, например, из-за мин?
- Нет, освобожденные азербайджанские территории, конечно же, уже не горячая точка. Я чувствовал, что ситуация уже полностью под контролем Азербайджана, нет второй стороны конфликта. Но ощущение тревожности, конечно, присутствовало. Люди подрываются на минах. Это, к сожалению, серьезная угроза, которая будет сохраняться не один год.
- Вы присутствовали на пресс-конференции президента Азербайджана Ильхама Алиева и задали вопрос об опыте нашей страны по освобождению оккупированных территорий. Может ли азербайджанский опыт как-то пригодиться для Украины?
- Азербайджанская операция по освобождению оккупированных территорий – это вообще новая страница в военной стратегии. Ранее модель решения подобных конфликтов в международной практике рассматривалась исключительно в дипломатической плоскости. Но с течением времени мы видим, что только таким способом разрешить ситуацию крайне сложно. Что такое сугубо дипломатический путь? Одна сторона должна вернуть то, что незаконно забрала? А вы много таких примеров знаете? Так что эта модель не работает. Но, конечно же, и бесконтрольное применение грубой силы – тоже не вариант.
Что показал Азербайджан? Ваша страна не применила весь возможный арсенал. Была проведена, я бы так ее назвал, хирургическая операция, с минимальным ущербом для мирного населения, минимальным уроном для оставшейся на освобождаемых территориях инфраструктуры. Такого еще не было в истории. Для Украины подобный опыт бесценен, он обсуждается в наших высоких кабинетах. Я был на встрече в нашем Министерстве обороны и могу, правда, без прямого цитирования, сказать, что наши военные высоко оценили действия азербайджанских Вооруженных сил.
- Из Карабаха были изгнаны все азербайджанцы, без исключения. Но на территории Донбасса живут граждане Украины, много людей, лояльных к украинской власти. И как тут быть?
- Вы абсолютно правильно подметили этот важный момент. К тому же Донбасс – это густонаселенная территория. Там целая агломерация (компактное скопление населенных пунктов – ред.) - Макеевка, Горловка, Донецк – эти города практически составляют одно целое, нет границы. В нашей истории не было межэтнических столкновений. В случае с Азербайджаном иначе – земли были опустошены, гражданского населения там практически не было.
Поэтому наши спецподразделения, и это не секрет, сосредоточены на тактике городского боя, чтобы в случае спецоперации действовать аккуратно. Важное значение будет иметь и аэрокосмический компонент. К сожалению, мы свой украинский спутник так и не запустили, и это при имеющемся потенциале. А у Азербайджана есть три спутника! Но наш президент Владимир Зеленский поставил задачу к 30-летию независимости Украины запустить спутник. Нужно время, чтобы мы подготовились.
- Важный вопрос, который касается восстановления территорий. Вы видели то, что происходит в освобожденных районах Азербайджана, поделитесь своими ощущениями…
- Прежде всего, я был поражен масштабами восстановительных работ. Когда мы только приближались к освобожденным территориям, я обратил внимание на то, что по всему пути следования была бесперебойная связь формата 4G. Сразу после деоккупации Азербайджан восстановил связь на этих землях. Это очень мудро.
Была запущена работа по восстановлению инфраструктуры, меня это восхитило. А строительство Физулинского аэропорта? Я даже не смог посчитать какое количество техники там задействовано! Это сотни и тысячи единиц. Это важно, ведь продолжается консолидация азербайджанского общества, которое едино в стремлении восстановить территории. Кроме того, весь мир видит, что теперь это не «зона отчуждения», как у нас в Чернобыле. Это то место, где будет приятно и комфортно жить.
Наир Алиев