«Российско-армянские отношения будут ухудшаться и дальше» Владимир Киреев на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с руководителем аналитического отдела Международного евразийского движения, российским политологом Владимиром Киреевым.
- Владимир Константинович, как вы оцениваете нынешний этап нормализации армяно-азербайджанских отношений, в частности переговоры в Москве, Вашингтоне, Брюсселе?
- На мой взгляд, конфликтная ситуация во многом исчерпана. Обе стороны достигли состояния «в свою пользу». Армения, несмотря на всю травматичность для нее потери Карабаха (который многими воспринимается как фундамент национальной идентичности), воевать за него не готова, де-факто ее больше устраивает нормализация отношений с Азербайджаном, которая необходима и для урегулирования ситуации с Турцией как со значимым экономическим игроком в регионе. Помимо этого, Армения стремится снизить свою зависимость от Ирана, что нужно для выстраивания отношений с Израилем, авторитет которого в Армении достаточно высок. При этом переговоры в Брюсселе, Вашингтоне и Москве, хотя и сыграли важную роль, лишь показали предел возможных притязаний для обеих столиц, подтвердив сложившуюся на практике ситуацию.
- Насколько вероятно заключение мирного соглашения между Баку и Ереваном в обозримом будущем, учитывая затягивание руководством Армении самого процесса?
- Если Азербайджану выгодно заключить мирный договор как можно быстрее, то Ереван заинтересован в откладывании данного события, как говорится, на потом, так как питает надежду со временем переиграть сложившуюся ситуацию в свою пользу. Думаю, Ереван заинтересован в экономических отношениях прежде всего с Турцией, которые из-за Баку тормозились на протяжении многих лет. А при нормализации отношений между Арменией и Турцией, когда экономики двух стран будут сплетены, может возникнуть действительно новая ситуация с непредсказуемым содержанием, когда значимость заключённого мирного договора может как возрасти, так и упасть.
- Изменится ли внешнеполитический курс Армении в перспективе? Точнее, возможен ли окончательный отрыв РА от РФ с условием выхода из ОДКБ и ЕАЭС?
- Ереван с 2018 года отдаляется от России, стремясь создать более тесные связи с Брюсселем, Парижем и Вашингтоном. Отношения между Арменией и Россией перешли от неформальных и дружеских к дистанцированным и отчуждённым. Широким кругам населения всех стран, в том числе Азербайджана, не очень известно, что Москва и Баку сегодня находятся в более тесных и доверительных отношениях, чем Москва и Ереван, несмотря на членство РА в ОДКБ и ЕАЭС и несмотря на многочисленную помощь со стороны России. Легко предположить, что эти отношения будут ухудшаться и дальше, что связано с обидами 2020 года, а главное, с прозападными взглядами Пашиняна и его окружения, для которых это вопрос не прагматики, а личных убеждений. Парадоксально, но Пашинян и его окружение хотели бы ещё дальше отстраниться от России, однако не могут пока этого сделать, так как страны связаны многочисленными экономическими, социальными связями и проблемами безопасности. Для Еревана по-прежнему важно балансировать между центрами силы, противопоставляя их влияние друг дугу, однако время такого балансирования не бесконечно, и рано или поздно РА придется склониться только в одну сторону.
- Армения отказывается предоставлять РФ контрольные функции на пограничных и таможенных пунктах при въезде и выезде в Зангезурский коридор. Чем вызван этот новый шантаж Еревана?
- Ереван обеспокоен ростом сотрудничества России с Азербайджаном и опасается, что Москва может сыграть основную роль для повышения в регионе влияния Зангезура. Однако Россия предлагает всем выгодный проект взаимной открытости, когда Армения получит доступ к азербайджанскому сухопутному коридору в Россию, а Азербайджан - сухопутный коридор через Армению в Турцию. Это обоюдовыгодный сценарий, не предполагающий утраты территориального контроля над своими землями ни Арменией, ни Азербайджаном. Но с точки зрения российских интересов это отдаление Еревана от Москвы.
- Для чего Армения закупает крупные объемы вооружений у Индии и Ирана?
- Если не знать социальной ситуации в Армении, не иметь представления о настроениях в этой стране, легко можно было бы предположить, что Армения намеревается взять реванш за 2020 год. Однако армянское общество не готово в массе своей к новой войне и к военным испытаниям. Поэтому развязать новую войну Пашиняну было бы очень сложно, даже если бы он этого хотел, а из того, что нам известно, не заметно таких намерений. Скорее речь идёт о собственной безопасности: Армения чувствует себя брошенной и покинутой всеми - Россией, Евросоюзом, США. Как представляется армянам, никто не окажет им помощи, впрочем, так же, как и за прошедшие три года. Поэтому это вопрос повышения обороноспособности, а не подготовка к агрессии. Это способ защитить то, что у них есть сейчас - свою жизнь, территорию в условиях международной изоляции, несмотря на многочисленные обещания помощи и поддержки со стороны многих стран.
- Какими вы видите дальнейшие процессы на Южном Кавказ ввиду попыток Армении милитаризировать регион?
- Не ожидаю провоцирования нового этапа войны, так как Армения морально не готова к рискам и испытаниям военного времени - армянское общество стремится к экономическому процветанию, безопасности. Конечно, попытки раскачать ситуацию предпринимаются многими сторонами, направлено это в равной степени против России, Ирана и Турции, делается это на данный момент определёнными кругами из США, Евросоюза. Но Ереван понимает, что реальной поддержки оттуда он не получит, так что рисковать всем и превратить в бомбу собственную страну армяне не готовы. Конечно, есть такие круги и в Ереване, но они и близко не имеют контрольного пакета акций на влияние в РА. Поэтому, несмотря на всю взрывоопасность ситуации на Южном Кавказе, раскачать маховик большой войны в регионе будет не так просто, во всяком случае из Армении.