«Террор всегда был любимым инструментом Кочаряна и дашнаков» Ишхан Вердян на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с армянским блогером, активистом и общественным деятелем Ишханом Вердяном.
— Господин Вердян, как вы оцениваете нынешний протестный потенциал в Армении? Создает ли он угрозу для действующей власти? Какие силы стоят за этим, на ваш взгляд?
— Я считаю, что нынешние протестные движения в Армении не имеют потенциала влиять на политический курс премьер-министра Пашиняна, с этой точки зрения они никакой опасности для властей страны не таят. Другое дело, что так называемые протестующие, которые на самом деле являются представителями и последователями карабахского клана, клана государственных преступников, способны затормозить процесс урегулирования, устраивая всевозможные провокации и террористические акты даже после подписания мирного договора между Баку и Ереваном. Бандитизм и террор всегда были любимыми инструментами бывшего президента Роберта Кочаряна и его союзников — дашнаков, и я уверен, что они попытаются воспользоваться ими. Уверенность моя исходит из того, что дальше уже мирный процесс пойдет по накатанной, и дашнакам больше нечего будет предъявить Пашиняну. То есть, если они на этом этапе не смогут Пашиняна остановить, то они в скором будущем гарантированно потеряют лицо, их идеология потерпит крах, а все награбленные ими несметные сокровища перейдут в государственную собственность.
Таким образом, эти протестные акции — предсмертные агонии зверя, которого ждет неминуемая аннигиляция.
— А как вы оцениваете последние заявления Никола Пашиняна об отсутствии у Еревана территориальных притязаний к соседям? Будет ли руководство Армении следовать этому курсу и в дальнейшем?
— Последние высказывания премьер-министра Пашиняна на этот счет оцениваю как заявления здравого лидера, который четко представляет себе свою юрисдикцию и пытается ее придерживаться. Никол Пашинян будет следовать своим обещаниям, потому что для него назад дороги нет. Отсутствие претензий за пределами своей территории — это естественное поведение для любой страны, и Армения не исключение, а отказ от этого означает втянуть Армению в войну, в которой она попросту будет уничтожена. И премьер-министр Пашинян это прекрасно осознает. Он будет с трудом, но добиваться намеченных целей. Мешать ему, конечно, будут, но безуспешно.
— Начавшийся процесс делимитации и демаркации — наглядный тому пример?
— Да. Начавшийся процесс делимитации и демаркации границы, по сути, уже является примером нормальных отношений между Азербайджаном и Арменией. Всё происходит в мирной обстановке, без вооруженных инцидентов, на основе диалога государственных ведомств двух стран. Это ли не есть старт нормализации отношений? Да, я не сомневаюсь, что в конце этого пути нас неминуемо ждет подписание мирного договора.
— Ваш прогноз обнадеживает. Примет ли Пашинян участие в предстоящих трех важных мероприятиях в Москве?
— Честно говоря, тут сложно прогнозировать шаги и действия Никола Пашиняна. Могу лишь сказать, что если он откажется от встреч в Москве, то это будет ошибкой с его стороны, потому что Россия — это не та страна, которую следовало бы так грубо игнорировать. У Еревана есть озвученные претензии к Москве, это правда, но эти претензии не должны служить превращению России во врага Армении. Таким образом, по моему скромному мнению, посещение Москвы Пашиняном смогло бы послужить разрядке напряженности между двумя странами, которая на сегодня имеет место быть.
— Последуют ли конкретные шаги Еревана в сторону западной интеграции до конца текущего года?
— Мне кажется, что, в отличие от разношерстных экспертов, которые требуют немедленного выхода Армении из ЕАЭС и входа в Евросоюз, у Никола Пашиняна хватит здравомыслия, чтобы правильно оценить географическое положение Армении и ее реальные возможности. У Армении нет общей границы со странами ЕС, что делает невозможным ее непосредственное участие в этом образовании.
С другой стороны, у Армении нет достаточных причин покинуть ЕАЭС, тем более что именно участие в этой евразийской структуре обеспечивает беспрецедентный рост армянской экономики за последние годы. Сам Никол Пашинян говорил, что его цель — это регионализация. «Мы должны не через мир войти в регион, а через регион войти в мир» — это его прямая цитата, и, думаю, она звучит вполне исчерпывающе.
Про ОДКБ пока ничего сказать не могу, но, если учитывать факт, что конфликт Армении с этой организацией напрямую связан с делимитацией армяно-азербайджанской границы, то с успешным завершением делимитации конфликт исчерпает себя.
— То есть вы не допускаете появления французских военных баз в Армении в перспективе?
— Я не верю в появление французских военных баз в Армении. Франция может и хочет продавать оружие Армении, и, скорее всего, будет это делать, но присутствие военных баз — это совершенно другой геополитический уровень. Базы Франции создадут в регионе новые реалии с новыми рисками, которые Армении совсем не нужны.