«Вы можете себе представить выстрел самоубийцы в лоб, причем из автомата?» Правозащитники о гибели армянских солдат в небоевых условиях
Многолетний опыт участия общественной организации «Репортеры за права человека» в защите прав человека и, в частности, в расследовании уголовных дел в отношении военнослужащих, погибших в Вооруженных силах Армении, показал, что уголовные дела, которые относятся к категории самоубийств, не раскрываются.
Как передает Caliber.Az со ссылкой на армянские СМИ, об этом в ходе дискуссии в «Медиа-центре» на тему гибели армянских солдат в мирных условиях заявила президент общественной организации, правозащитник Жанна Алексанян.
«Ваш сын покончил с собой, говорят семье, бремя самоубийства ложится на семьи. Следственный комитет активно сотрудничает с командованием в рамках этих дел и вместе решает исход дела сразу после гибели. Следственный комитет не чувствует себя обязанным раскрывать такие уголовные дела», - добавила Алексанян.
По ее словам, неважно, всплыли ли по делу другие обстоятельства, версия, предложенная Следственным комитетом, не меняется.
В производстве Моники Маргарян, юриста общественной организации «Журналисты за права человека», находятся три уголовных дела, связанных с гибелью трех военнослужащих, по которым орган досудебного расследования либо искусственно затягивает расследование, либо не принимает новые обстоятельства, которые выяснилось в ходе следствия.
Первое – это уголовное дело о гибели 18-летнего военнослужащего Радика Татосяна. Армянские СМИ несколько раз писали об этом деле. Прошло более двух лет со дня гибели этого военнослужащего в условиях полного равнодушия в армии, но подозреваемых и обвиняемых в уголовном деле нет. Официальная версия смерти — острый миокардит, сомнительный диагноз СOVID-19. Более того, недавно отдали уголовное дело родителям и сказали, что собираются его закрыть. Родители изучили материалы дела и обнаружили, что на теле Радика были кровоподтеки, а Татосян умер 12 января 2021 года, через два месяца после окончания войны.
«В данном случае родители проводят расследование по собственной инициативе, и я хотела бы подчеркнуть неуважительное отношение Следственного комитета не только к памяти солдат, но и к их семьям. Издеваются, посылают из одного места в другое. Например, родителей Радика отправили к судмедэксперту и сказали, чтобы они шли и оттуда взяли фотографии», — сказала Жанна Алексанян.
При этом адвокат Моника Маргарян особо подчеркнула нарушение разумных сроков предварительного следствия, указав, что Татосян умер в январе 2021 года, но судебно-медицинская экспертиза о смерти была получена в декабре 2022 года.
«Объясняется это тем, что экспертные центры усиленно работают и приоритет отдается уголовным делам с задержанными обвиняемыми. Необеспечение оперативности получения доказательств приводит к тому, что у нас нет эффективного расследования», — добавила адвокат.
Немедленность получения доказательств не была обеспечена также в деле о гибели Карена Даниеляна, военнослужащего срочной службы пограничных войск СНБ РА. Карен умер в ночь с 13 на 14 декабря 2022 года, но отчета о вскрытии пока не предоставлено. Кстати, армянские СМИ также подробно писали об этом случае смерти. Примечательно, что дело о смерти Карена официально в СНБ не заявляли и заговорили только после опроса журналистов. В связи со смертью Карена Даниеляна возбуждено уголовное дело о доведении до самоубийства. Ранение Карена было в области головы, и его тело было передано родителям с закрытой головой. Отец и мать Карена исключают официальную версию.
«Ответов на экспертизу нет, и органу предварительного следствия также не известны обстоятельства смерти Карена Даниеляна, но они поспешно выдвигают гипотезу о том, что он покончил жизнью самоубийством», – сказала Моника Маргарян.
Другим уголовным делом, представленным адвокатом, является уголовное дело, возбужденное по факту гибели 19-летнего военнослужащего Айка Петросяна. 19 февраля 2023 года в Минобороны Армении сообщили о гибели военнослужащего Айка. По предварительным данным, он погиб от выстрела из личного оружия. В случае гибели Айка Петросяна были арестованы его сослуживцы: помощник командира поста, рядовой, и ответственный за боевой пост контрактник. Следственный комитет сообщил, что они задержаны на основании непосредственного подозрения в доведении военнослужащего до самоубийства, применении насилия в отношении подчиненного или угрозе применения насилия, оскорблении военнослужащего.
Моника Маргарян сказала, что результаты экспертизы по факту смерти Айка Петросяна верны и представлены, но у пострадавшей стороны возникли новые вопросы.
«Эти семьи беззащитны в отношениях со Следственным комитетом. Ну представьте себе контроль Генпрокуратуры, так называемой реформированной Генпрокуратуры. Нулевой контроль, вы видели, как Анна Вардапетян говорила о военном деле?», – сказала Жанна Алексанян.
На пресс-конференции также присутствовала сестра Айка Петросяна. Ирина сказала, что она была последней в семье, кто разговаривал с Айком. «Голос был грустным, но не настолько, чтобы он покончил жизнь самоубийством. Из нашего разговора я поняла, что Айку есть что мне сказать, потому что он сказал: я позвоню тебе позже и расскажу, что произошло. Зачем человеку, который решился на самоубийство, обещать позвонить и что-то рассказать сестре», – сказала Ирина.
«Примечательно, что Айк Петросян был убит выстрелом в лоб. Вы можете себе представить выстрел самоубийцы в лоб, причем из автомата? Это новые фантазии Следственного комитета, вероятно, продиктованные Карамяном (глава Следственного комитета Армении – ред.). Я думаю, что это открытое убийство», – подчеркнула Жанна Алексанян.
Правозащитник с многолетним опытом расследования смертей в Вооруженных силах Армении говорит о высоком коррупционном риске представления убийств в армии как самоубийств. «Есть много случаев, когда в качестве обвиняемых привлекаются невиновные военнослужащие», – говорится в публикации.