«Конечно, Карабах Армения не вернет себе, но манипулировать им она будет еще долго» Роман Бочкала в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c украинским военным корреспондентом, общественным деятелем Романом Бочкалой.
- Нам, в Азербайджане, всегда интересно узнать мнение и впечатления зарубежных экспертов и журналистов, посетивших освобожденные от оккупации азербайджанские территории. Насколько нам известно, вы тоже посещали освобожденные территории Азербайджана. В каких районах вы побывали? Что вы там увидели?
- Я вместе со съемочной группой посетил освобожденные территории в рамках пресс-тура для украинских журналистов, который был организован МИД Азербайджана при посредничестве посольства Азербайджана в Украине. Нам удалось посетить Агдам, Физули. По дороге мы увидели несколько деревень и поселений, которые тоже были полностью уничтожены оккупантами.
Если говорить о впечатлениях от увиденного, то они неоднозначные. Первое, что нам так бросилось в глаза - это безлюдье. Оставленные дома, брошенные школы и такое впечатление, что время остановилось.
Лично у меня было такое ощущение, как будто я попал в зону отчуждения в Украине, где вроде бы все сохранилось - строения, инфраструктура, но кругом пусто - ни души. Территория Карабаха очень похожа на то, что я описал сейчас. В действительности картина очень жуткая.
- Почему, на ваш взгляд, армянские оккупанты проводили на территории Азербайджана политику выжженной земли?
- Такая варварская позиция в отношении оккупированных территорий совсем не оригинальна. Если оглянуться назад в историю, мы можем видеть большое количество примеров, когда оккупанты поступают именно так, как поступили армяне в Карабахе и на других территориях.
Вспомним хотя бы Сирию, где на протяжении долгих 10 лет идет война и ИГИЛ, и другие радикальные группировки разрушают памятники истории, культуры, дабы полностью искоренить историю того, кого оккупировали. Так и здесь, армяне - оккупанты, которые варварски шли к своей цели. Они упорно пытались зачистить историю, разрушить памятники истории, культуры и даже святыни. Им важно было уничтожить бэкграунд, чтобы новое поколение ничего не знало об их злодеяниях.
Важно было сделать все таким образом, чтобы никогда не возникало вопросов о том, как можно превратить территорию одной страны в территорию другой. Посмотрите, что они сотворили с городом-призраком Агдамом. Там же все дома, сооружения просто-напросто разобрали по кирпичам. Вы спросите, с какой целью. Все очень просто: оккупант - это варвар, и ему нужно нажиться на горе. Все было разобрано с целью продажи стройматериала. Это банальное мародерство. Поэтому об этом нужно говорить, нельзя такое оставлять без внимания.
Мы со съемочной группой показали все как есть на самом деле.
- О поездке в Карабах вы сняли видеофильм, который показал страшные последствия оккупации армянами азербайджанской земли. Поступали ли угрозы в ваш адрес с армянской стороны из-за этого фильма?
- Будучи военным журналистом, я всегда стараюсь лично участвовать лишь в объективных мероприятиях. Карабах я посетил, как уже выше упоминал, по приглашению азербайджанской стороны. Очень важно для меня было все увидеть своими глазами и только потом делать определенные выводы. Сразу скажу - азербайджанская сторона никоим образом не препятствовала объективному оцениванию ситуации. Мы со съемочной группой имели возможность снимать все, что мы только захотим, не было никаких запретов, никакой цензуры. Даже во время встречи с президентом Ильхамом Алиевым каждый журналист мог свободно задать вопрос без предварительного согласования.
Конечно, с армянской стороны были язвительные реплики, мол, как вы можете объективно говорить о чем-то, если были приглашены на эти территории азербайджанской стороной. Но всем надо понимать, что журналист должен делать свое дело беспристрастно и объективно, что мы и сделали. Мы не обвиняем во всем армянский народ, но руководство, которое было тогда у власти и которое допустило такие преступления, должно понести наказание.
- Будучи военным журналистом, как вы считаете, тем более после всего увиденного, возможна ли новая армяно-азербайджанская война?
- Безусловно, исключать варианты эскалации конфликта нельзя, как это показывают примеры подобных историй в других точках земного шара. Армяне еще не отпустили эту ситуацию и не отпустят в ближайшие годы. На мой взгляд, в Армении еще произойдет смена не одного политического класса, каждый из которых обязательно будет заигрывать с избирателями, манипулируя этой темой.
Рано или поздно на смену Пашиняну придут реваншисты под знаменами того, что, мол, мы вернем Карабах назад и «былую славу» Армении. На волне такого милитаристского подхода они постараются собрать голоса и сформировать правительство. И если это им удастся, то нужно будет реализовывать обещанное и пытаться обострить конфликт. Конечно же, Карабах они не вернут, но манипулировать этим они будут еще долго.
- То есть, ждать от Армении выполнения пунктов трехстороннего заявления, подписанного при посредничестве России, пока не следует?
- Все будет зависеть от политической полемики и того, как будет разворачиваться политически пасьянс в Армении. Россия так же будет играть свою роль в этом. Москва не заинтересована, чтобы регион обрел стабильность, субъектность и свою геополитическую самостоятельность. Она заинтересована в том, чтобы некая нестабильность сохранялась в регионе по той причине, что Россия сможет реализовывать свои интересы и выторговывать что-то во взаимоотношениях как с Арменией, так и с Азербайджаном, Турцией и Ираном.
На мой взгляд, всем, кроме Азербайджана, эта нестабильность будет на руку и приносить свои плоды. К этому нужно быть готовыми. Россия вряд ли может быть надежным в долгосрочной перспективе посредником в решении этого конфликта. Ведь Москва все эти годы была отчасти участником этого конфликта, пусть даже и пассивным. Все понимают, что договоренности, которые есть между Арменией и РФ, и все те вооруженные подразделения, которые находятся на территории Армении, играют свою роль.
Россия преследует тут свои интересы. Армения с Россией не являются теми сторонами, которые будут неукоснительно следовать пунктам договоренностей с целью решения этого конфликта. Цели - что-то выторговать и в долгосрочной перспективе постараться вывернуть ситуацию так, чтобы Азербайджану было некомфортно в данной ситуации. Насколько им удастся, другой вопрос, но то, что они будут пытаться это сделать, в этом я уверен.