Transitions: Прощальная гастроль Минской группы ОБСЕ
Известное чешское издание предприняло попытку дать реальную оценку деятельности Минской группы ОБСЕ, взявшей на себя миссию посредника в Карабахском конфликте.
Вторая Карабахская война нанесла сокрушительный удар по международным организациям, которые потратили почти 30 лет, прилагая усилия по проведению мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном. А последовавшее затем вторжение России в Украину и вовсе пошатнуло основы международной системы, нанеся урон многочисленным международным организациям и региональным структурам, в частности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая, по иронии судьбы, была создана для обеспечения мира и стабильности от Владивостока до Ванкувера. Во главе этого списка, как утверждает Transitions, находится практически повергнутая в прах Минская группа ОБСЕ - специальная организация, наделенная полномочиями по содействию мирным переговорам Азербайджана и Армении. Но была ли она жива еще до войны?
За 30 лет «кипучей деятельности» МГ Карабахский конфликт успел перерасти в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном. Поскольку это уже тогда свидетельствовало о провале посреднических усилий держав, входящих в МГ, ее обязанности перешли в распоряжение ОБСЕ. Но посредники продолжали безуспешно курсировать между двумя сторонами и даже иногда предпринимали попытки добраться до горящего Карабаха. С нулевым эффектом, вспоминают авторы Transitions.
В последующие годы и даже десятилетия многие политики, особенно азербайджанские власти уверяли, что попытки Минской группы стать полноценным посредником в мирном процессе в Карабахе обернулись полным фиаско, все ее усилия привели к заморозке конфликта. При этом, как отмечает издание, российские, французские и американские сопредседатели МГ пытались возложить бремя переговоров по урегулированию на Азербайджан и Армению, утверждая, что иностранные государства являются всего лишь сторонними наблюдателями конфликта. При этом, несмотря на беспрерывную «челночную дипломатию» сопредседателей, четкого плана у группы не было, что вызвало критику и недоверие в обеих воюющих странах. В Азербайджане и власти, и общественность возмущались реальным бездействием МГ, приравниванием ею жертвы к агрессору и нежеланием стран-сопредседателей заставить армянские оккупационные силы покинуть захваченные азербайджанские территории, как того требовали резолюции ООН.
В 2010-х годах Минская группа и вовсе зачахла, не смогла представить противоборствующим сторонам хоть каких-то приемлемых предложений. Экс-министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров вспоминает, как он однажды сказал сопредседателям, что все обернется кризисом, и тогда один из них воскликнул: «Создайте кризис, чтобы мы смогли выйти из этого тупика».
С армянской стороны также время от времени раздавались встревоженные голоса, обвинявшие Минскую группу в бессилии предотвратить частые столкновения вдоль линии разграничения.
Так что, считают авторы издания, Минская группа впала в кому еще до 2020 года, поскольку так называемый посреднический процесс был фактически монополизирован Россией в последние 10 лет. Это продолжалось до начала полномасштабной войны осенью 2020 года, когда Азербайджан изгнал армянских захватчиков с большей части территории, которую они удерживали с момента вступления в силу соглашения о прекращении огня 1994 года. При этом фактор русских не только превалировал на армяно-азербайджанских переговорах, но и несмотря на эмбарго на поставки оружия, введенное ОБСЕ в 1992 году, они поставляли обеим сторонам оружие, пишет издание.
Недовольство инертностью Минской группы превратило ее посредничество в конфликте в спекуляции на тему войны, зато сама «посредническая миссия» стала синекурой для дипломатов, которые, типа работая с ней, фактически ничего не делали. Получая отличную зарплату, проводили время в увлекательных поездках по региону или в гости друг к другу, и все. Как признался экс- сопредседатель группы от США Ричард Хогланд: «Мы останавливались в пятизвездочных отелях, жили в апартаментах на представительском этаже, что давало нам доступ к частной столовой и отличному бару без дополнительных затрат; ели в лучших ресторанах. Но, откровенно говоря, достигнуто было очень и очень немногое»…
«Я не приглашал Минскую группу совершить к нам визит», - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев через месяц после победы в 44-дневной войне, буквально указав членам группы на дверь и подчеркнул, что посредники не нужны – Азербайджан уже всего добился сам.
Еще более жесткая критика, отмечает издание, прозвучала совсем недавно, в апреле 2022 года, когда Алиев обвинил Минскую группу в том, что она не решает проблему, а пытается увековечить сам «факт оккупации», поскольку «влияние армянских лоббистских групп в странах-сопредседателях МГ ОБСЕ очень велико». Зато Армения после войны изо всех сил старалась реанимировать Минскую группу. Но крест на ней поставил Владимир Путин, когда принял решение о вторжении в Украину в феврале 2022 года. Тут уж у МГ после комы наступила смерть мозга. Это, вероятно, объясняет, почему члены группы получили новые титулы: специальные посланники на Южном Кавказе.
Поскольку Минская группа, пишет Transitions, фактически прекратила свое существование, армянская и азербайджанская стороны сейчас изучают новые платформы для своих переговоров. Процесс по-прежнему тормозится русскими, которые не хотят терять своего влияния на развитие событий, в то время как ЕС активизировал свои усилия с помощью «столовой дипломатии». Министры иностранных дел двух стран также приступили к прямому взаимодействию, что также можно рассматривать как шаг вперед после многих лет конфликта и переговоров при посредничестве.
Вместе с тем Минская группа была поистине исключительным событием в системе международных отношений после окончания холодной войны. Это была одна из немногих организаций, а может, и единственной, где основные международные акторы с более или менее схожими взглядами на поставленную задачу объединились в конструктивном партнерстве. Однако все, к сожалению, вылилось в болезненную демонстрацию того, как не следует заниматься международным посредничеством. В то время как в других, более сложных конфликтных ситуациях были достигнуты прорывы, Минская группа не смогла убедить воюющие стороны предпринять какие-то меры для укрепления доверия.
В общем, Минская группа ничего не сделала для адаптации к меняющимся реалиям, пока международные события не забили последний гвоздь в крышку гроба практически мертвой организации.