Game Over для труповозов Spayka и крыс тонущего корабля Постоят, развернутся и поковыляют обратно
Прошлая неделя вновь оказалась насыщенной на резонансные события. Сперва позабавило неожиданное решение Еревана отправить в двух десятках фур труповозной компании «Спайкa» несколько сот тонн продуктов для жителей азербайджанского Карабаха. При этом отправители даже не уведомили власти Азербайджана о своем намерении пересечь государственную границу. То есть, в их сознании регион, куда по планам должен был поступить груз, «не имел» отношения, да и вообще ничего общего с Азербайджаном. Поэтому, чего уж там утруждать себя лишними хлопотами.
Ну, не поставили в известность, не сочли это для себя нужным, да и Бог с ними. В конце концов, не можем же мы няньчиться с каждым из них, учить правилам поведения.
«Гумконвой» прибыл на границу и столкнулся с неожиданным для себя (но предсказуемым для нас) «упс»: оказывается, граница-то здесь не российская. А азербайджанская. И, оказывается, нужно разрешение на въезд. А с чего бы Баку давать разрешение на ввоз «гуманитарной помощи», когда правительство не объявляло на своей территории гуманитарного бедствия и не обращалось к миру за помощью?
И тут начались привычные армянские стенания, подкрепленные твитами и заявлениями из разных стран, включая главу европейской дипломатии Жозепа Борреля и руководителей внешнеполитических ведомств государств-членов Евросоюза, не считая сидящих на финансовой подпитке армянской диаспоры всевозможных публичных (и не очень) лиц. Понятно, что расчет был сделан на напор давления. Авось, Баку даст слабину и уступит.
Не дал и не уступил. И впредь не рассчитывайте на это — давление на нас бесполезно, особенно когда Game Over. Бессмысленно!
И теперь сложилась вполне себе комическая ситуация. Госсекретарь США Энтони Блинкен и президент Азербайджана Ильхам Алиев переговариваются по телефону, и Вашингтон отмечает возможность использования «альтернативной» (а для нас — первостепенной, главной) дороги из Агдама в Ханкенди. Азербайджанские СМИ передают эту новость, а армянские — старательно вырезают из сообщения его «агдамскую» часть. Словно и не затрагивалась вовсе эта тема.
Еще раз: Бог с ними! Вырезают — на здоровье! Всё равно возврата к прошлому нет и уже не будет: «Лачинский коридор» прекращает свое существование. Теперь на его месте — обычная автодорога. Это наша земля, и что хотим, то и делаем с ней! А пока пускай эта дорога полежит себе, по ней сейчас в Армению ездят нуждающиеся в лечении больные (в том числе находящиеся в розыске, правда, в их случае — до первого поста). Главной транспортной связью с Карабахом вновь будут дороги из Агдама, Физули и Тертера. Карабах неделим — как возвышенная часть, так и низменная. Это единое целое.
Вычленение нагорной части Карабаха из цельного организма и искусственное соединение его с тем, что сегодня называется Арменией, противоречило самой географии. На протяжении веков Туршсуинский перевал служил естественной границей Карабаха и Зангезура, и более или менее проходимая дорога между этими двумя историческими азербайджанскими регионами появилась лишь в советское время. До этого через перевал пролегала узкая тропинка, по которой шел гужевой транспорт, а реальная дорога шла вниз аж к Агдаму и Барде. И даже Анастас Микоян в 1919 году писал, что Карабах с Арменией ничего и никогда не связывало, и экономически он был связан с Азербайджаном.
Поэтому география определила историю, а та, в свою очередь — политику. Карабах как единый организм вновь воссоединяется, и основной соединительной нитью становятся дороги — карабахские дороги, без всякий выдуманных «коридоров», которых никогда в истории (не считая советского периода) не было, и отныне не будет, тем более на территории Азербайджана и вопреки законодательству Азербайджана. Кончилась халява. И, таки да — Game Over!
Поэтому сцена на въезде в Лачинский район имеет все шансы составить конкуренцию «Великому стоянию на реке Угре». Постоят, постоят, развернутся (если смогут на этом узком серпантине) и поковыляют обратно.
Но вишенькой на торте на минувшей неделе стало то, как мимо этого конвоя проследовали автомобили МККК с больными жителями Карабаха, направлявшимися на лечение в Армению. Значит, сам конвой проехать не может, но мимо него проезжают автомобили МККК. Больных везут. Не всех, конечно, а с небольшими «потерями в личном составе», случившимися на ППП. С теми самыми «потерями», которые в очень скором времени вновь «обнаружатся». На сей раз в Баку, в зале суда! Где сполна ответят за свои прошлые деяния и грешки. Бег с препятствиями для кое-кого не удался.
Так что, друзья, не устаем повторять: game и вправду over! Бесповоротно.
Зухраб Дадашов