Баку — Ереван: на пути к миру через Вашингтон «События» с Мурадом Абиевым
Редакция Caliber.Az предлагает вниманию очередной выпуск передачи «События» с Мурадом Абиевым, в которой рассказывается о главных новостях недели, связанных с Азербайджаном и не только.
Этот выпуск можно назвать одновременно традиционным и специальным. Традиционный он потому, что выходит, как всегда, в субботу. А специальный – потому что посвящен только одной новости. Но какой!
Вчера в Вашингтоне произошло историческое событие. Многие из вас наверняка не спали, наблюдая его в прямом эфире. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян при участии президента США Дональда Трампа подписали совместную декларацию, в которой отразились все главные контуры не только будущего мирного соглашения, но и в целом мирного сосуществования Армении и Азербайджана.
Если подробнее, стороны, во-первых, зафиксировали парафирование текста мирного соглашения со стороны министров иностранных дел, произошедшее там же, в Вашингтоне. Теперь текст официально согласован и не подлежит изменениям.
Далее стороны также засвидетельствовали подписание главами МИД совместного обращения в ОБСЕ о закрытии Минского процесса и связанных с ним структур. Напомню, что это было одним из двух предусловий Баку. О втором предусловии мы еще поговорим подробнее, а пока стоит ознакомиться с другими пунктами декларации.
Стороны подтвердили важность открытия коммуникаций в целях обеспечения внутреннего, двустороннего и международного транспортного сообщения между двумя странами, что означает договоренность об открытии Зангезурского коридора. В декларации говорится, что Ереван будет сотрудничать с США и взаимно определёнными третьими сторонами с целью установления рамок для проекта транспортного сообщения на территории Республики Армения. Название проекта громкое и символичное — «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» или TRIPP, если аббревиатурой.
Стороны признали необходимость вступления на путь светлого будущего, свободного от наследия прошлых конфликтов, в соответствии с Уставом ООН и Алматинской декларацией 1991 года. И, наконец, зафиксировали факт создания условий для начала построения добрососедских отношений на основе неприкосновенности международных границ и недопустимости применения силы для приобретения территории после окончания конфликта, принесшего огромные человеческие страдания.
«Где здесь Конституция Армении, о необходимости изменения которой так долго говорил Баку?», наверняка спросят или уже спрашивают некоторые вечно ищущие к чему бы придраться скептики. Я даже вижу, с какой радостью они строчат свои сомнения – мол, про изменения в армянскую конституцию ничего не сказано, а значит, мир не будет подписан.
У меня для вас плохие новости. Во-первых, никто никогда не говорил, что изменения в Конституцию Армении гарантированы. Это действительно остается главным препятствием на пути к миру, хотя бы по той причине, что зависит оно не только от властей Армении, но в большей степени от всего армянского народа, который должен выразить свое мнение на референдуме. А широкие народные массы, как известно, склонны зачастую действовать под влиянием импульса, а не рациональных мотивов.
И именно поэтому мирное соглашение было не подписано, а только парафировано. То есть, если бы не это препятствие, то можно предположить, что мирный договор был бы подписан уже вчера.
Вторая плохая новость для скептиков состоит в том, что в тексте декларации признана необходимость после парафирования текста мирного соглашения «предпринять дальнейшие шаги по достижению подписания и ратификации упомянутого соглашения». То есть подтверждается одно из основных требований для подписания окончательного мирного соглашения – необходимость внесения изменений в Конституцию Армении.
И тут мы подходим к очень важному нюансу. А именно, к участию США в этой итоговой мирной инициативе. Опять же, злые языки принялись верещать о том, что, мол, Баку изменил своему же принципу, согласно которому переговоры должны быть двусторонними. И снова мажут мимо цели, потому как переговоры, приведшие к этой исторической встрече в Вашингтоне, действительно были двусторонними. То, с чем стороны подошли к вашингтонской встрече относительно мирного соглашения, было обговорено без посредников. Америка выступила не как посредник, а как ключевой фактор, позволивший поставить финальный аккорд в долгой истории переговоров.
Правда, существует один единственный аспект урегулирования, в котором США принимают непосредственное участие – это Зангезурский коридор. Однако, и это третья плохая новость для недовольных, именно этот пункт не является частью мирного соглашения.
Но вот почему было важно привлечь Соединенные Штаты как в вопросе Зангезурского коридора, так и в целом, в качестве третьей стороны исторической декларации. Армянскому обществу, для того чтобы оно проголосовало за мир, отменив территориальные претензии к Азербайджану, нужно одобрение авторитетом некой великой державы. В противном случае велика вероятность, что из духа противоречия оно не проголосует за изменения в конституции. Логика в этом случае будет примерно такая: «Азербайджан хочет мира, приставив к нашему виску пистолет. Нас победили на поле боя, но у нас нельзя отнять гордость. Умом, сердцем и законом мы не откажемся от Карабаха». Позиция не очень-то красивая, а главное — бесполезная. Баку в этой ситуации может просто пожать плечами, дескать, не хотите, как хотите. Однако, обладая поистине государственным, стратегическим мышлением, азербайджанское руководство рассудило, что нужно в пределах возможного обусловить правильный выбор армянского народа. Ведь от этого выиграет весь регион.
И вот теперь уже, когда Соединенные Штаты гарантируют суверенитет Еревана над армянским участком Зангезурского коридора, и более того, когда они подписывают с Арменией документ, и не один, предусматривающий инвестиции в Армению, когда эти инвестиции потекут в страну, то создастся совершенно иной фон. На этом фоне в психологии простого армянина мир с Азербайджаном выглядит не как навязанная обуза, а как долгожданная радость.
Таким образом, вскрывается интересный парадокс: для того чтобы армяне проголосовали за мир, этот мир уже должен наступить на земле, они должны его пощупать руками. Участие США не гарантирует правильный выбор армянского народа, однако способствует его осознанию. А политика — это, как известно, искусство возможного.
Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что Зангезурский коридор будет открыт, и он этого добился. Все в итоге выигрывают. США получают возможность получения как экономической прибыли от эксплуатации коридора, так и политических преимуществ от фактического геополитического контроля над одной из важнейших транспортных артерий Евразии. Президент Трамп в очередной раз заявил о себе как о миротворце, что послужит существенным вкладом в копилку причин для номинации его на Нобелевскую премию мира. Баку приобретает безопасную сухопутную дорогу в Нахчыван и диверсифицирует Транскаспийский коридор дополнительной, более короткой веткой. Армения также получает транзитные прибыли и инвестиции из Америки.
Таким образом, участие США в этом финальном аккорде — это свидетельство мастерства азербайджанской дипломатии. Баку не стал упорствовать в стремлении все сделать до конца самому. Мы довели процесс до такой точки, когда необходимо было символически привлечь внимание и участие мировой державы. При этом нужно оговориться — Америка 2025 года — это не Америка Байдена-Блинкена. У Дональда Трампа достаточно политической воли и трезвости ума, чтобы по достоинству оценить справедливые требования и титанические усилия азербайджанского руководства в деле урегулирования.
Это хорошо было заметно и по тому, как общались лидеры. Тепло, непринужденно и не скрывая своего восхищения друг другом. Редко с кем Трамп так общается. В беседе он также с благодарностью вспомнил, как президент Алиев выразил желание и надежду на избрание Трампа в качестве президента США еще летом 2024 года.
Меморандум о взаимопонимании, подписанный между Алиевыми и Трампом, включает в себя следующие пункты: региональные связи, в которые также входят энергетика, торговля и транзит; экономические инвестиции, в том числе инвестиции в искусственный интеллект и цифровую инфраструктуру; сотрудничество в сфере безопасности, в том числе поставки в оборонной сфере, взаимодействие в борьбе с терроризмом.
Стратегическое партнерство между США и Азербайджаном означает приход американских технологий и инвестиций в нашу страну, что послужит оздоровлению отношений между странами, не говоря уже о явных экономических преимуществах.
И, конечно же, стоит заметить, что президент Трамп подписал документ о приостановлении действия несправедливой по отношению к Азербайджану 907-й поправки к «Акту о поддержке свободы».
Подытоживая всё вышесказанное, мне хочется поздравить зрителей с этим событием, мы сделали решительный шаг навстречу миру и стабильности в регионе, и в перспективе это открывает путь к невиданному преобразованию Южного Кавказа, превращению его из конфликтной территории в пространство истинного созидания, сотрудничества и прогресса.