От «Хиросимы Кавказа» к промышленному центру Азербайджана Послесловие к визиту президента Алиева в Агдам
«Хиросима Кавказа» или «город-призрак» — именно таким предстал после освобождения от пяты агрессоров некогда один из самых живописных и духовно богатых центров Азербайджана — Агдам. Бесчеловечными и варварскими действиями оккупантов город был фактически стёрт с лица земли — под ноль, иначе не скажешь.
После Отечественной войны 2020 года всему миру были продемонстрированы масштабы разрушений на освобождённых территориях, зафиксированные в соответствующих видеоматериалах. Мир увидел варварское уничтожение армянскими оккупантами объектов культурного наследия, осквернение мечетей и святых мест по всему Карабаху, и в Агдаме особенно. Армяне в годы оккупации осуществили демонтаж и вывоз зданий, сооружений и любого имущества, представлявшего материальную ценность. Причем, не только в Армению, но и в другие страны. Шло хищническое разграбление природных ресурсов Азербайджана, включая лесные массивы, месторождения золота и другие полезные ископаемые. А после изгнания оккупантов Азербайджан столкнулся с массовым минированием армянами территорий с целью сделать невозможным возвращение мирного населения, что привело к многочисленным человеческим жертвам уже в послевоенное время.

Однако, как бы это ни казалось парадоксальным, город продолжал жить — в душах, сердцах и памяти. Причём не только агдамцев, но и всего азербайджанского народа, вне зависимости от национально-конфессиональной принадлежности. Потому что наш народ не превратился, говоря словами выдающегося Чингиза Айтматова из его романа «И дольше века длится день», в манкуртов — тех, кто не знал, откуда он «родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери и не осознавал себя человеческим существом».
Агдамцы жили, творили, созидали — пусть и не в своём родном городе, но в своей стране.

Этот нюанс Общенациональный лидер Гейдар Алиев подчёркивал особенно ясно, отмечая, что вынужденно покинувшие свои земли азербайджанцы «никуда не поедут. Это психология нашего народа. Каждому из них хочется вернуться в своё село, на свою родную землю, к могилам своих предков. И я занимаю такую позицию. Мы должны добиться этого и добьёмся!».
А в 1996 году тысячи людей с воодушевлением воспринимали слова Гейдара Алиева, подчёркивающие невозможность для азербайджанского народа смириться с тем, чтобы его земли длительное время находились под оккупацией.
«Мы не можем смириться с этим, — заявил тогда Гейдар Алиев, — и если до определённого предела нам не удастся решить этот вопрос мирным путём, то мы, несомненно, должны будем воспользоваться всеми средствами. Поэтому и шушинцы, и лачинцы, и агдамцы, и физулинцы, и джебраилцы, и кельбаджарцы, и зангиланцы, и губадлинцы — и не только они, а все граждане Азербайджана, наша молодёжь — должны знать, что каждый обязан быть готов защищать свою землю и освободить её от захватчиков».
Спустя два года Общенациональный лидер говорил уже о наступлении дня, когда «я приеду на Новруз байрамы в Шушу, потом — в Кяльбаджар, Агдам, Физули, Джебраил, Зангилан, Губадлы. Уверен, что так и будет. Верю в это, живу этой верой, работаю с ней и этой верой руковожу азербайджанским народом».

К сожалению, Гейдару Алиеву не суждено было лично справить Новруз байрамы на освобождённых от оккупации азербайджанских землях. Однако своими уникальными шагами он заложил мощнейший фундамент для достижения этой цели. Его политический преемник — президент Ильхам Алиев — в 2021 году вместе с членами семьи разжёг в Шуше, на Джыдыр дюзю, праздничный новрузовский костёр, подчеркнув, что на протяжении всего своего президентского срока обещал после восстановления территориальной целостности страны «отметить Новруз байрамы в Карабахе, и этот день настал». Уже на следующий год Новруз праздновался в Агдаме. Таким образом, обещания Гейдара Алиева и Ильхама Алиева не просто были выполнены — они были реализованы с размахом.
И вот 24 декабря 2025 года, в свой 64-й день рождения, президент Ильхам Алиев принял участие в открытии второго жилого комплекса в Агдаме и во встрече с переселившимися сюда жителями, которым предстоит поселиться почти в 1300 квартирах. Глава государства отметил знаковость этой даты в истории города, подчеркнув, что «после долгого перерыва агдамцы возвращаются» в этот красивейший уголок страны, подвергшийся урбициду.

Армения, отметил президент, стремилась полностью стереть историческое наследие азербайджанского народа в оккупированных регионах. Однако, как он подчеркнул, все мы верили в восстановление исторической справедливости.
Да, международные организации — прежде всего печально известная Минская группа ОБСЕ — фактически желали сделать оккупацию вечной. Но единство народа, принявшее формат «Железного кулака», привело к реализации священной миссии. И «мы никогда не должны забывать эту историю, чтобы после этого жить в мире и безопасности».
Более того, твёрдая воля народа, важнейшие политические решения и мощь Вооружённых сил страны сформировали новые реалии в регионе, которые были закреплены в августе текущего года при участии президента США.
Согласимся, мы уже привыкли к тому, что все ключевые выступления президента Ильхама Алиева — будь то на внутренней площадке или на международных форумах — носят программный характер, где каждая фраза является знаковой и имеет конкретного адресата.
Так было и в Агдаме, где глава государства подчеркнул, что на протяжении нескольких десятилетий азербайджанский народ сталкивался с вопиющей несправедливостью: ни международные организации, ни крупные державы — в отличие от других случаев — не принуждали оккупанта покинуть чужие территории, несмотря на наличие резолюций Совета Безопасности ООН, и не вводили санкции.
На фоне же политико-моральной поддержки, которую на протяжении всех этих лет Азербайджану оказывали лишь турецкие братья, оккупантам поставлялись бесплатная помощь и вооружение, включая баллистическую ракету «Искандер-М», применявшуюся против мирных жителей Шуши, «которой у Армении вообще не должно было быть, поскольку её экспорт запрещён».
Параллельно сепаратисты, ныне отвечающие перед судом в Баку, принимали участие в разного рода пропагандистских телемарафонах в США и Франции — в качестве «официальных лиц».
Это ещё раз подтверждает: главной задачей ангажированных внешних сил являлось сохранение на Южном Кавказе статус-кво, в том числе путём поощрения и прикрытия расправ над азербайджанским народом. Лишь героизм нашего народа не позволил этой несправедливости восторжествовать. В наших сердцах навсегда останутся и историческая память, и светлая память шехидов. Да, страна-победитель стала инициатором мирного процесса между Арменией и Азербайджаном, однако мы не обольщаемся сладкими речами, последовательно укрепляя собственный военный потенциал.
Нет сомнений в том, что адресаты президентских месседжей уловили смысловое наполнение его посланий. В этой связи остаётся надеяться, что недруги Азербайджана образумятся, осознав на собственных ошибках невозможность несправедливого отношения к нашему народу. Не случайно именно на исторической памяти глава государства сделал особый акцент в своём выступлении.
Мы помним. Мы — на страже. На своём месте и наш вечный кулак единства, который при необходимости в считанные секунды способен принять форму железа. Наша сила — в правде. В любви к Отчизне. В патриотизме. В том моменте, когда в одно мгновение мы все становимся карабахцами или западными азербайджанцами, веря и одновременно зная, что историческая справедливость в нашем регионе восторжествует полностью — без остатка. Тем более что наша сила, наряду с правдой, ещё и крепкая, осязаемая.

Между тем в Агдам, как и в целом в Карабахский экономический район и Восточный Зангезур, вернулась жизнь. Уникальные темпы строительства объясняются, в том числе, возвращением в города их истинных хозяев. Потому мгновенно ожили земля, родники, природа. Из мечетей вновь раздаётся азан. Восстановлено Хачынчайское водохранилище. Расширяется Агдамский промышленный парк. Становятся реальностью транспортные маршруты, включая строящуюся железную дорогу Агдам–Ханкенди, инициированную ещё Общенациональным лидером Гейдаром Алиевым.
Всё это ведёт к формированию Агдама как четвёртого промышленного центра страны — после Баку, Сумгайыта и Гянджи.
Значимость происходящего проявляется и в том, что реализуется всё это преимущественно собственными силами — на фоне параллельных успехов азербайджанской дипломатии, экономики, культуры и спорта.
Завершить материал хочется на символичной ноте. В свой день рождения президент Ильхам Алиев также принял участие в открытии Парка Победы в городе Ханкенди. И глубоко символично, что вторая в стране — после Баку — Триумфальная арка открылась именно в Ханкенди.
Историческая память в действии. Не так ли?







