Приведет ли к балансу интересов новый формат на Южном Кавказе? Расклад Матанат Насибовой
Встреча глав МИД Азербайджана, Армении, России, Турции и Ирана в формате «3+3», состоявшаяся в Тегеране, хотя и без участия в ней Грузии, по мнению представителей пяти стран-участниц, явилась своего рода перезагрузкой региональных отношений. Преждевременно говорить о том, что данный формат может дать гарантии в решении всех вопросов, но по крайней мере появились определенные предпосылки, указывающие на то, что региональные государства могут стать более предсказуемыми друг для друга, прежде всего в сфере безопасности, что вообще-то и является первейшим условием мирного сосуществования в любой части мира. Победив во Второй Карабахской войне и освободив свои земли, Азербайджан инициировал формат «три плюс три» в качестве платформы мира на Южном Кавказе, а первой поддержала это предложение братская Турция. Вслед за этим Россия и Иран так же положительно отозвались на предложение Азербайджана и Турции, подтвердив тем самым целесообразность перезапуска этой региональной платформы на фоне возникающих внешних вызовов.
Что же касается Грузии, то ее отказ от сотрудничества в таком формате по причине непростых отношений с Россией хоть и нарушает схему «3+3», но, в принципе, не препятствует региональному взаимодействию с Азербайджаном, Турцией, Арменией и Ираном в других конфигурациях. Поэтому позиция грузинской стороны в данном случае находит понимание всех соседствующих с ней стран, кроме России, которая, кстати, косвенно все же настаивала на присоединении Тбилиси к этой нужной региону платформе.
Один из важных моментов встречи состоял, безусловно, в том, что все ее участники согласны с тем, что многолетний конфликт между Азербайджаном и Арменией урегулирован и что Карабах – суверенная территория нашей страны. Это еще раз озвучил по итогам встречи глава МИД РФ Сергей Лавров. «Конфликт между Азербайджаном и Арменией по большому счету урегулирован, сейчас для сторон остаются дальнейшие практические шаги по полной нормализации отношений. Обе стороны согласились с тем, что Карабах принадлежит Азербайджану, а это была главная нерешенная проблема», - отметил он.
Причем, по словам Лаврова, «Россия видит дальнейшие практические шаги по полной нормализации отношений, в подготовке мирного договора, делимитации границ и налаживанию транспортных экономических связей без каких-либо препятствий, как обо всем этом было договорено на встречах президентов России, Азербайджана и Армении».
Заявления российского министра - это прямой месседж Армении и напоминание ей об обязательствах, принятых ею в рамках Трехстороннего заявления 2020 года. То есть Москва указала Еревану, что так иначе ему придется выполнять все свои обязательства без каких-либо оговорок. В то же время это и посыл Западу о том, что РФ не собирается сдавать свою позицию в нормализации отношений между Баку и Ереваном и что Южный Кавказ был и остается сферой ее влияния. Еревану тоже было весьма полезно еще раз услышать от Москвы, что Россия нисколько не сомневается в принадлежности Карабаха Азербайджану.
Что же касается позиции, которую пыталась выказать на тегеранском министерском саммите армянская сторона, то иначе чем расплывчатой и неоднозначной ее не назовешь. Армянский министр Арарат Мирзоян, выступая на этом региональном мероприятии, в привычном стиле сыпал дежурными фразами «о необходимости решения региональных проблем в рамках международного права».
И, как всегда, утверждал, что Армения заинтересована в разблокировании и дальнейшем развитии инфраструктуры всего региона в целом, а также в налаживании железнодорожного сообщения с Ираном, Россией и Центральной Азией через территорию Азербайджана.
Из всего этого мирзояновского краснобайства самым примечательным стал, пожалуй, призыв, «ориентироваться на принципы Устава ООН, исключающие применение силы и угрозы силой, территориальную целостность и суверенитет государств, принципы неприкосновенности границ, а также защиту основных прав человека».
Как ни забавно, армянский министр перечислил все те аспекты межгосударственного сотрудничества, которые Армения нарушала и продолжает беззастенчиво нарушать вопреки этому самому международному праву, на которое так любит ссылаться.
Само собой, что определенный интерес у участников формата вызывает позиция Ирана, отношения которого с Азербайджаном и Турцией в последнее время несколько потеплели. И надо сказать, что заявления главы МИД Ирана Хосейна Амира Абдоллахиана о перспективах складывающегося формата внушают определенный оптимизм. «Война на Южном Кавказе окончена, пришло время для мира, сотрудничества и прогресса в этом регионе», - сказал глава внешнеполитического ведомства Ирана, добавив, что в связи с Зангезурским маршрутом спроектирован проход из Ирана в Нахчыван».
Подобный тон иранской стороны дает надежду на то, что в дальнейшем ирано-азербайджанские и ирано- турецкие отношения будут более сбалансированными и станут базироваться на уважении и принципах добрососедства. Во всяком случае со своей стороны Баку и Анкара прикладывают все усилия, чтобы эти международные принципы полностью работали и были направлены исключительно на установление мира и стабильности в регионе. Собственно, сама идея создания подобной региональной платформы Азербайджаном и Турцией была направлена на достижение баланса интересов и обеспечение долгосрочной безопасности на Кавказе, к которому уже сегодня приковано внимание как Запада, так и Востока.